Патриотическое воспитание посредством музыки
Патриотическое воспитание посредством музыки.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… В. А. Сухомлинский
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
В самом простом виде его можно охарактеризовать, как любовь к Родине. Говоря о патриотизме, мы ведем речь не только о творческом развитии, гражданском становлении и ценностных ориентирах подрастающего поколения. Джордж Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности: – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка посеять любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны и восприимчивы.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка и поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма. В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через непосредственно образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия и конкурсы. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, к своим близким, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети, сами не замечая этого, учатся сопереживать. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни.
Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Поэтому мы реализуем на музыкальных занятиях благоприятные условия для патриотического воспитания и ставим перед собой следующие задачи: – воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; – формирование бережного отношения к природе и всему живому; – развитие интереса к традициям и культуре; – знакомство детей с гимном государства; – чувства ответственности и гордости за достижения страны; – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям. Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении. Для ребенка дошкольного возраста Родина — это мама, это дом, где он живет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника — это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник “8 марта”, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми. Чувство любви к родной природе-еще одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекта, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. Выразительность и яркость стихов и музыки помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведения, описывающих красоту родной природы («Жаворонок» муз. М. Глинки; произведения П. Чайковского «Времена года»; муз. С. Прокофьева «Море»; муз. Н. Римского-Корсакова.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, что приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Включение песенного жанра фольклора обогащает речь и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Известно, что маленькие дети легко запоминают услышанное, еще недостаточно владея устной речью, маленький человек пытается подражать пению взрослых. Несложные мелодии в стиле дэгэрэҥ и хороводный танец оһуохай дети осваивают очень быстро, особо одаренные могут исполнять даже сложные песенные мелодии олонхо. Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания. Ысыах-это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. В ходе национального праздника воспеваются любовь и преданность родным местам, возрождаются старинные формы почитания предков. Воспитательное значение ысыаха заключается в освоении традиций своего народа, его духовно-нравственных идеалов.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма. Праздник «День Защитников Отечества» в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников чувство патриотизма, сопричастности к лучшим тралициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных. В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Смотр песни и строя».
Нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Ежегодно проводится музыкальный конкурс патриотических песен, приуроченный ко дню Победы.
Песни военных лет содержат большой потенциал средств, позволяющих затронуть душу ребёнка. Они просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Яркие впечатления и эмоции, пережитые при их восприятии и исполнении, надолго останутся в памяти дошкольника и будут способствовать формированию таких черт характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны. Воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной дало ощутимые результаты: – у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов; – музыка вошла в быт детей и заняла значительное место в их жизни.
Патриотического воспитание — это залог того, что наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Патриотическое воспитание посредством музыки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/113539-patrioticheskoe-vospitanie-posredstvom-muzyki (дата обращения: 22.11.2024)- Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей
- Развлечение по ПДД с родителями
- Взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
- Родительское собрание в нетрадиционной форме
- Картотека стихов и потешек
- Способы научения ребенка конструктивному общению
- Организация музыкально-эстетического воспитания в семье