Формирование основ безопасности в группе раннего возраста
«Формирование основ безопасности в группе раннего возраста»
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:
повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности .
Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником .
Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению
С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что - нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности:
объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово.
Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки.
Безопасное поведение в природе.
С раннего возраста начинаем говорить с ребёнком о правилах поведения в быту, социуме, природе, и по мере взросления, углубляя и расширяя его познания постоянно и последовательно. Ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения: не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.В зимний период напоминаем детям, что нельзя: брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными.
Безопасность на дорогах.
Формируем первичные представления о машинах, улице, дороге. Обучение правилам дорожного движения - это жизненная необходимость. В раннем возрасте формируем представления детей о транспорте, о частях автомобиля, даем представления детям о важности специальных машин.
Знакомство с ПДД - обучать различать тротуары и проезжую часть дороги, понимать значение сигналов светофора, переходить дорогу только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора, объяснять детям , что нельзя играть на дороге (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Безопасность собственной жизни.
Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки .
Приобщение детей раннего возраста к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если соблюдать следующие психоло-гопедагогические условия:
1) создать содержательно насыщенную предметно – развивающую
среду, соответствующую возрасту детей;
2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по
формированию у детей основ безопасного поведения.
По данной проблеме, можно отметить, что в современном обществе знания организации работы по формированию основ безопасного поведения у детей раннего возраста является одной из главных задач для формирования активного и защищенного человека в будущем, способного оценивать окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Башушкова Е. В. Формирование основ безопасности в группе раннего возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/113583-formirovanie-osnov-bezopasnosti-v-gruppe-rannego-vozrasta (дата обращения: 23.12.2024)- Адаптационные игры для детей младшего дошкольного возраста
- Консультация для родителей "Для чего нужна логопедическая группа"
- Упражнения и игры для профилактики плоскостопия в дошкольном возрасте
- Как приучить ребенка соблюдать гигиену
- Совместная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению старших дошкольников с традициями и бытом русского народа
- Рабочая программа подготовительная группа
- Значение музыкального сопровождения в занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного возраста