Как разговорить молчуна
Для любого родителя очень важно, чтобы
ребенок развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни.
Принято считать, что к 3 годам дети
неплохо разговаривают. Но иногда случается, что в свои 3 года ребенок
не говорит или разговаривает плохо.
В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым ребенок может не говорить:
- физиологические;
- социально-психологические.
К физиологическим факторам относятся:
- Поражения центральной нервной системы, возникшие в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде.
- Недоразвитие речевых центров;
- Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Тугоухость у ребенка;
- Несовершенство артикуляционной системы.
К социально-психологическим факторам относятся:
- Дефицит речевых контактов;
- Гиперопека, сниженная мотивация к общению;
- Билингвизм;
- Эмоциональные стрессы;
- Переизбыток гаджетов и телевизора;
- Негативизм.
Что же делать, чтобы разговорить ребенка?
Развитие мелкой моторики - это один из самых главных способов развития речи. Для этого отлично подойдут следующие игры:
- пальчиковая гимнастика: стишки с одновременным массажем пальчиков, сжимание мячиков, массаж мячиками с шипами, снимание и надевание прищепок и т. д;
- песок и крупы: пересыпание из ручки в ручку, насыпание песка совком в ведерко, зарывание и поиск предметов в песке или крупе, пропускание фасоли в стакан через отверстие и прочее;
- пластилин и тесто для лепки: развивает не только мелкую моторику, но и укрепляет мышцы кистей и предплечий;
- пазлы: удивительная игра. Которая развивает не только моторику, но и воображение.
- рисование: кисточками, красками, пальчиками.
Как не странно, но питание так же является важным пунктом в развитии речи. Сбалансированное питание – это аксиома. Но конкретно для развития речи важно кушать мясо и сырые овощи и фрукты. Жевание твёрдой пищи является своего рода «тренажёром», который готовит речевой
аппарат к овладению речью. В процессе жевания мышцы нижней челюсти, языка и щёк многократно тренируются и таким образом готовятся к процессу говорения.
Для развития речи важно комплексное развитие всего организма. Без физической активности не обойтись. Вы удивитесь, как обыкновенный навык владения мячом (броски, отбивания от пола, перебрасывание из руки в руку) стимулирует развитие мозга в нужном вам направлении.
Бег, прыжки на батуте, лазание по лестнице, канату, катание на велосипеде и самокате – все это важные этапы в развитии речи.
Музыкальные инструменты. Еще один эффективный способ развития моторики. Фортепиано, щипковые инструменты, барабаны (владение палочками, ксилофон – все это на еще более высоком уровне развивает мозг и стимулирует речь.
Не стоит забывать о речевых играх и упражнениях. Для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один малознакомый предмет, опишите его и расскажите как его используют. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете. Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.
Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа. После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.
Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.
Обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.
Непосредственное общение ребенка с родителями положительно влияет на эмоциональное состояние, как самого ребенка, так и родителей. Это сближает членов семьи и побуждает ребенка к общению.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Блинова Т. А. Как разговорить молчуна // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/115838-kak-razgovorit-molchuna (дата обращения: 14.11.2024)- Фонематический слух как сенсорная основа речи
- Магнитный лабиринт
- Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения
- Использование дидактических игр в формировании понятия о натуральных числах у детей дошкольного возраста
- Осень без простуды
- ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
- Ягоды садовые и лесные. Календарное планирование
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7379 пользователей.
Отзывы