Экологическое воспитание дошкольников
Статья «Экологическое воспитание дошкольников »
Шахова Татьяна Александровна,
Воспитатель МБДОУ №33
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, потому что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю. У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
С детства я наслаждалась свежим воздухом, природой Татарстана. В связи с этим передо мной стоит задача: ввести ребенка в мир природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Поэтому, учу детей простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы.
Знакомила детей с «Красной книгой Татарстана». Вместе с детьми рассмотрели иллюстрации растений, животных и насекомых. Отметили их своеобразие, неповторимость и красоту. Спросила детей, как они думают, почему у книги такой цвет. Дети отвечали, что красный цвет яркий, красивый, ее сразу видно. Спросила, какие чувства еще вызывает этот цвет. Подвела детей к пониманию, что красный цвет – это цвет опасности, тревоги. Объяснила детям, что многие растения и животные, занесенные в «Красную книгу», находятся на грани исчезновения, т.е. в ближайшем будущем они могут исчезнуть с лица земли и от этого природа станет беднее. Необходимо показать ценность каждого вида растений и животных, их взаимосвязь. Исчезнет один вид, могут исчезнуть и другие, поставив под угрозу существование человека на земле. Предложила детям подумать, что же мы можем сделать для того, чтобы сохранить природу?
Составить с детьми правила поведения на природе, можно предложить нарисовать запрещающие знаки. Предложить детям составить альбомы лекарственных растений, растительного и животного мира Татарстана. Эта работа позволит детям взглянуть на природу родного края глазами первооткрывателя, лучше осмыслить и понять красоту окружающего мира.
Очень широко на занятиях по экологии использую разнообразные формы и методы знакомства, детей с природой Татарстана это:
наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов); практические (игра, труд, опыты);
словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Игры-драматизации, которые учат детей имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. Например, в сказках «Теремок», «Болтливая утка», играя роль, дети изображают голосом и движениями утку, волка, зайца, лису, медведя и т.д.
Считаю, что наиболее эффективным, доступным и интересным методом является наблюдение за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки. Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека.
Прежде чем выстроить свою работу с родителями, я пытаюсь понять их, с кем предстоит работать (общеобразовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Включение родителей в работу группы, сближает их с детьми. Использую разнообразные формы совместной работы: консультации, КВН, конкурсы, викторины, встречи, поездки, праздники экологической направленности, совместное благоустройство и озеленение территории группы, выставки рисунков и поделок, семейные газет. Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых. Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников повышает педагогическую культуру родителей.
В результате проделанной работы следует отметить, что: систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дают возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями; изменяется поведение детей. Они становятся более внимательными, бережнее относятся к природе, ко всему живому, заботятся о тех, кто рядом, проявляют сочувствие и оказывают помощь; речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интереснее становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас, богаче становится их творческое воображение, в разговорах и рассказах дети чаще пользуются правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных. Дети с интересом продолжают интересоваться экологией дома, родители принимают в этом активное участие.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное проведение с детьми занятий по экологии оказывают эффективное воздействие на развитие творческой активности дошкольников, учит детей любить природу, бережно к ней относится, оказывает эффективное воздействие и становится средством развития детей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шахова Т. А. Экологическое воспитание дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/116133-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)- Содержание методической работы в дошкольной организации
- С логопедом вместе - не скучно и полезно
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
- Учим ребенка общаться
- Творческие способности старших дошкольников
- Дыхание – это жизнь! Дыхательная гимнастика. Мастер - класс для педагогов
- Дидактические игры и их значение в развитии словаря детей