Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Дидактические игры

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПЕРВАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-2 ЛЕТ)

Игра «Узнай и запомни»

Цель: Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Материал: Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры: Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм.

Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку. кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем -по три (9 форм).

Игра «Где наши ручки?»  

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

-Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.)

-Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

- Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.)

-Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

-Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)

-Вот наши ручки!

- Где же наши ножки? Чего нет?    (Ножек.)

- Вот наши ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Сбор урожая»

Цель: развитие внимания, памяти и мышления.

Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

Игра «Загадочные пуговки»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игровой материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку панно, разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать

Ну и с чего же нам начать?

Есть чудо пуговки у нас,

Помогут нам они сейчас.

Мы в руки пуговки возьмём

И дом по цвету им найдем. 

Песенка-ритм «Лошадка»

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры:  Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка - тонконожка                     (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке                        цок-цок-цок

Звонко цокают копытца                             цок-цок-цок

Приглашают прокатиться                          цок-цок-цок.

ВТОРАЯ ГРУППА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ЛЕТ)

Игра «Много-мало»

 

Цель: учимся сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов.

Реквизиты: две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков. 

Ход игры: данная математическая игра происходит следующим образом – вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой — много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» 

В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4-5), а в большую поменьше (2-3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. 

Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. 

Варианты: если вы играете на улице, в машину можно грузить камешки. Можно предложить малышу перевозить морковку, картошку, репчатый лук.

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: формировать умение детей при согласовании существительных

среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание

слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход игры: воспитатель читает текст-

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Сложи картинку»

 

Цель: развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход: воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно.

После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.

Игра «Разложи яички в свои домики»

Цели: 1) формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

2) учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Ход игры: дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Игра «Угадай, на чём играет зайчик»

Цель: различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Ход игры: к детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ЛЕТ)

Игра «Какого карандаша не стало?»

Цели: 1) обучать умению выделять признак длины при сравнении двух и более предметов;

2) использовать в речи слова: «длиннее»«короче».

Оборудование и материалы: коробка с карандашами перед каждым ребенком, фишки.

Ход игры:

Перед ребенком коробка с карандашами. Он должен рассмотреть их, запомнить по какому-либо признаку: цвету, длине. Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает один карандаш. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какого карандаша нет. За правильный ответ он получает фишку.

Игра «Подбери нужное слово»

Цель: развивать образное мышление, речь.

Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель. В аквариуме плавают... Кто плавает?

Дети. Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется ... (корова).

На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).

У Вовы лопнул красный ... (шар).

Хорошо водит машину ... (шофер).

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.

Занятие проводится в быстром темпе.

 

Игра «Что под платочком»

С карточками, а также любыми предметами, игрушками можно тренировать память и так: положите перед ребёнком 3-5 игрушек, предложите запомнить. После того, как ребёнок запомнит, отвернётся, спрячьте одну игрушку под платочек. Задача ребёнка вспомнить, какие игрушки были и сказать, какая спряталась под платочек.

Игра «Кто что ест?»

Цели: развивать мелкую моторику рук через использование прищепки, активизировать словарь ребенка названиями животных и их пищи.

Материал: картинки с изображением животных и их пищи, прищепки.

Ход игры: ребенку предлагается выбрать из предложенных карточек ту пищу, которой питается то или иное животное и с помощью прищепки соединить животное и его пищу.

«Игра Кто вышел погулять?»

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в

движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие-вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)

Игра «Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части.

Содержание: В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5, наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Педагог предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой части таблицы по количеству нарисованных предметов.

Игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.

Ри-ри-ри — на ветках снеги.

Ар-ар-ар — кипит наш само.

Ры-ры-ры — детей много у го.

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.) Например: кружка- без ручки, заяц - без ушей, машина – без колес, рыба – без плавников.

Ход игры : Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и педагог спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

Игра «Золушка»

 

Цель: развивать у детей моторику рук.

Ход игры: перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и киндер-игрушки. За 30 секунд вы должны их рассортировать. Когда ребёнок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить ему задание: например, завязать ему глаза.

Игра «Музыкальные лесенки»

    Воспитатель раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

 Музыкальный руководитель играет на фортепиано попевку-песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Воспитатель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», а дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», – говорит воспитатель. Дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Воспитатель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом.

Можно разделить детей на две группы: одна «идет вверх», другая – «вниз», затем поменяться.

                       

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)

Игра «Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов , не имеющих углов , и . т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе.

В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Загадки»

Цель: Развитие способности по ряду признаков определять предмет

Дидактический материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.

Описание задания: Педагог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.

Игра «Скажи наоборот»

 

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

  1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка … 

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

  1. Без опоры на картинки:

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

Игра «Опиши по памяти»

Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.

Игра «Найди нужный колокольчик».

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им.

При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

Игра «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания, воображения.

Содержание. Воспитатель два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.

Игра «Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Задачи: учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Игра «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

 

Цель: формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше»«ниже»«впереди»«сзади».

Игра «Кто самый внимательный»

Цель: упражнять детей в различении четырех динамических оттенков музыкальных звуков: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Детям необходимо знать песню- зачин «Тихо и громко» Н. Мурычевой.

Оборудование: для игры необходимы три набора аккордеонов (можно плоскостные или объемные в виде кирпичиков, разных по размеру: большой (красный)- соответствует громкому звучанию, средний (синий)- соответствует умеренно громкому звучанию, маленький (зеленый)- умеренно тихому звучанию, очень маленький (желтый)- соответствует тихому звучанию. Для игры нужен детский аккордеон (инструмент) или записанные на аудиозапись 4 музыкальных задания, ширмы и карточки с заданиями- с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности:

1. Красный, синий, зеленый, желтый

2. Синий, красный, зеленый, желтый

3. Желтый, зеленый, синий, красный

4. Желтый, синий, зеленый, красный, а также необходимы поощрительные жетоны для победителей.

Ход игры: в игре участвует четверо детей, один из них ведущий. Он раздает каждому играющему по одному набору аккордеону и ширму. Затем дети прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет аккордеона с силой звучания. Затем поют песню- зачин. Игра начинается.

Ведущий просит детей прослушать задание (первое). Каждый из детей за ширмой выкладывает аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. Когда все выполнят задание, они поднимают ширмы и проверяют, кто правильно выполнил задание. За его верное выполнение ребенок получает жетон. Ведущий предъявляет детям следующее задание и т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока все задания будут выполнены. Выигрывает тот играющий, который наберет большее количество жетонов.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МАДОУ "Детский сад №7 города Белогорск"
Соавтор: Попова Ирина Николаевна
Воспитатель МАДОУ "Детский сад №7 города Белогорск"
Дата публикации: 15.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Зверева О. В. Дидактические игры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/116201-didakticheskie-igry (дата обращения: 30.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию