Развитие речи у дошкольников средствами музыки
Развитие речи у дошкольников средствами музыки Цель: Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста через творческую активность на музыкальных занятиях. Задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь детей. 2. Воспитывать правильное звукопроизношение. 3. Формировать устойчивый интерес к музыкальным занятиям. 4. Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому эмоциональному процессу развития речи. « Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка – это язык чувств» В. А. Сухомлинский. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Малыш проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушают песни, колыбельные из уст мамы, бабушки. В связи с этим у ребёнка наблюдается отсутствие навыков речи. Он неумело использует разговорную речь, не способен сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, не может регулировать громкость голоса и темп речи, плохо владеет дикцией. Нечёткая речь часто является причиной развития у детей большого количества комплексов, затрудняется процесс общения. Чистая и правильная речь – важная составляющая для формирования полноценной личности. Ведь дошкольник с развитой речью не боится общения, а так же понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Одно из решений этой проблемы я вижу в музыкальной деятельности. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи музыки и движения. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал обучения, а играл в него. В разделе по слушанию дошкольник, в связи со скудностью лексики, затрудняется дать описание характера музыки. Поэтому использую задания, которые активизируют эмоционально – образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, у ребёнка развиваются компоненты устной речи. В процессе беседы, делясь впечатлениями от прослушанного произведения, у детей формируются навыки монологической и диалогической речи. Использование пословиц, поговорок, стихов, потешек помогает не только раскрыть образ музыкальной пьесы, но и развивает интонационную выразительность речи. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, знания о композиторах и музыкальных инструментах, музыкально – дидактические и пальчиковые игры, интонационно – фонетические упражнения не только обогащают словарь музыкальных терминов, но и расширяют кругозор, развивают звуковысотный слух, представления о жанрах, наблюдательность. Одним из важнейших видов музыкальной деятельности является пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний, нечёткое пропевание слогов и способствует автоматизации звука и закрепляет правильное произношение слов. Музыкально – дидактические игры с пением способствуют развитию фонематического слуха, внимания, памяти. Подбирая музыкальный репертуар, обращается внимание на диапазон для каждой возрастной группы, чтобы обучение не привело к срыву голоса или болезненным последствиям. Произведения народного творчества, особенно его малые формы, способствуют развитию артикуляционного аппарата, обогащают словарь. Попевки, потешки, прибаутки близки речевым интонациям, они удобны для пения, произносятся на распев и подводят детей к вокализации. Проводя систематически работу в этом направлении, становится заметно, как дети учатся слушать свой голос, выплёскивают дополнительную энергию, тем самым благоприятно влияя на развитие интонационного и фонематического звука. Дошкольники стараются каждое слово, слог или звук произносить осмысленно с искренним отношением такие образом постепенно постигая речевую культуру. Хоровод – древний народный массовый танец. Хороводам характерна напевность, выразительность мелодии и текста. Они обладают четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью побуждая детей к действию. Это вид музыкальной деятельности помогает детям не только координировать пение и движение, а также полезен для активизации речи. Хороводы, танцы, подвижные игры сопровождаемые пением улучшают звукопроизношение, улавливают музыкальность, познают мягкость, ритмичность речи и выразительность языка. Для успешной работы в музыкальном зале создана развивающая среда: подобраны музыкальные инструменты, игрушки, различные виды театров, пособий и т. д. Так же ведётся работа с родителями: проводятся консультации, совместные утренники праздники развлечения. Таким образом, развитие речи у детей дошкольного возраста осуществляется всесторонне в разных её направлениях. Музыкальные впечатления и хорошо развитая речь повышают коммуникативные возможности детей. Включая дошкольников в музыкальную деятельность, идёт речевое раскрепощение, повышается общая культура, появляется желание в общении со сверстниками и воздействие на речевую систему в целом. Ребёнок должен чувствовать, что его поддержат не только прикосновением в танце, хороводе, но и голосом в песне.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Развитие речи у дошкольников средствами музыки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/117113-razvitie-rechi-u-doshkolnikov-sredstvami-muzyki (дата обращения: 23.12.2024)- Потенциал русской народной подвижной игры как фактор формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста
- Безопасность детей в летнее время
- «Инновационная деятельность в ДОУ»
- Учимся рассказывать
- Пожарная безопасность
- Подвижные игры в младшей группе в летнее время
- Мой друг- светофор
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3046 пользователей.
Отзывы