Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников
Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников.
Из многих проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.
Одним из эффективных методом формирования познавательного
интереса дошкольников является дидактическая игра, в задачи которой
входит не только передача конкретных знаний, умений и навыков, но и
развитие психических процессов, творческих способностей ребенка.
Дидактическая игра представляет собой одновременно и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форму обучения детей, и
самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего
воспитания ребенка.
Развивающие дидактические игры состоят из игрового замысла,
предлагаемого ребенку, игрового материала и правил. Все эти компоненты определяются целью игры – тем, на что данная игра направлена. С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель дидактической игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный аспект;
2) воспитательный.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в
строгое усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из
игрового замысла, т.е. той игровой ситуации, в которую вводится ребенок, и
которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен учитывать
индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их
возраста. И наконец, важнейшей особенностью дидактической игры является игровых правил, доводящих до сознания детей замысел игры, игровые действия и обучающую задачу.
Поскольку дидактическая развивающая игра является для ребенка
интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно
получает новый опыт, который становится его личным достоянием. В
будущем ребенок переносит усвоенный опыт в новые ситуации, развивая
познавательный интерес и творческую инициативу.
Дидактический наглядный материал занимает центральное место, он
помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. По мнению Е.И. Удальцовой, дидактический наглядный материал выполняет ряд функций:
- наглядность;
- дает возможность педагогу организовать учебно-познавательную
деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них
желание получать новые знания;
- увеличивает объем познавательной деятельности детей на занятиях;
- расширяет возможности педагога в решении образовательных,
воспитательных и развивающих задач.
Дидактический наглядный материал бывает двух видов:
1. Демонстрационный материал (крупный) – для показа и работы детей.
2. Раздаточный материал (мелкий) – ребенок пользуется, сидя за
столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Они
отличаются по назначению: первый служит для объяснения и показа
способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать
самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются
необходимые навыки и умения.
Таким образом, в дидактической игре ребенок получает необходимые
знания, расширяющие его кругозор, что позволяет ему исследовать
окружающий мир, познавать его. Дидактическая игра является достаточно
эффективным средством формирования произвольного поведения ребенка, в частности таких качеств, как организованность и самоконтроль.
Обязательные для всех правила игры регулируют поведение детей,
ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые
взрослыми, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила дидактической игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.
С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в
соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры способствуют
развитию сенсорных способностей детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать
свои мысли. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию
– главная задача многих словесных игр.
С помощью дидактической игры у дошкольников формируется
нравственное представление о бережном отношении к окружающим
предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о
взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и
отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств
личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
По характеру используемых материалов Е.А. Волохина, И.В. Юкина
выделяют следующую классификацию дидактических игр:
1. Игры с предметами (используются как бессюжетные игры: шары,
цилиндры, пирамидки и др., так и сюжетные дидактические материалы:
куклы, предметы быта, овощи и т.п.). С помощью этого вида игр ребенок
познает предметы окружающего мира, пополняет свой словарный запас,
узнает назначение предметов. У ребенка развивается внимание, память,
воображение.
2. Настольные игры (ребенок взаимодействует не с предметами, а с их
изображениями – подбор картинок по сходству, составление целого из частей (разрезные картинки, кубики)). С помощью этого вида игр ребенок
систематизирует знания об окружающем мире, развивает мыслительные
процессы и операции, внимание.
3. Словесные дидактические игры (более сложный вид игр, с помощью
которых ребенок учится оперировать представлениями, развивает речь,
закрепляет словарный запас, формирует умение считать, ориентироваться в
пространстве.
Таким образом, в дошкольном возрасте дидактические игры содержат
разносторонние условия для формирования познавательного интереса, при
этом происходит не только передача конкретных знаний, умений и навыков,
но и развитие психических процессов, способностей ребенка, что является
необходимым в процессе дальнейшего школьного обучения. Сущность
дидактической игры заключается в том, что с помощью игр, разнообразных
по своему содержанию и используемым материалам, дети познают
окружающий мир, природу, развивают внимание, память, мышление,
воображение. Кроме того, дидактические материалы формируют способность детей к проектной деятельности, что также развивает их познавательный интерес и творческие способности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шестакова Е. Г. Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/117970-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-poznavatelnogo-interesa-u-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 24.11.2024)- Основные формы взаимодействия с семьей
- Как рассказать ребенку о войне
- План работы родительского комитета на 2021-2022 учебный год
- Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы
- Что такое глина
- Зимние травмы детей
- Как снять эмоциональное напряжение у ребенка после дня в детском саду