АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА
Подготовила: учитель-логопед Козарь Е.В.
«Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные
произведения. Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое»
(Л.С.Выготский)
Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы. Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.
Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности, что соответствует принципам ФГОС (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности). Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое для себя и заявляя новое о себе (Л.А. Венгер).
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.
Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.
На основе изучения результатов образовательного процесса, можно выделить следующие проблемы:
- достаточно сложно развить речевые творческие способности, сформировать интерес к речевому творчеству и учитывать индивидуальные особенности речевого развития при строго регламентированном программой учебном процессе;
- упрощение структурной формы диалога (приведение к вопросо - ответной форме) вызывает затруднения в формировании совокупности речевых и поведенческих коммуникативных умений, что значительно снижает уровень заинтересованности ребенка к речетворчеству.
- Организованная образовательная деятельность по развитию речи проходят по механической схеме: 1- е занятие - предсказывание, 2-е занятие – рассказывание из личного опыта, 3 – занятие - рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание. При данной организации педагогического процесса достаточно сложно учитывать индивидуальный уровень речевого развития воспитанников.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями речевого творчества в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами речевого сочинительства и пересказа.
Поэтому возникла потребность в развитии речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества.
Этот процесс должен происходить не только в организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании). Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами речевого творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
Активизации мышления, развитию памяти и образному восприятию, совершенствованию речи способствует методически грамотно спланированная и организованная педагогическая работа. Переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития связной, монологической, выразительной речи, а затем речевого творчества необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и через художественные образы.
В настоящее время по ФГОС перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.
Таким образом, словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, самовыражения и самореализации.
Исходя из того, что познавательно – речевое развитие детей является одним из приоритетных направлений детского сада.
- Учить детей речевому творчеству на основе различных игр и упражнений;
- Развивать различные виды мышления (логическое, творческое, аналитическое) воображение, словотворчество;
- Познакомить с алгоритмом составления рассказов, сказок, стихотворений с опорой на алгоритм;
- Развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, психологически раскрепощаться, а также при этом вырабатывается смелость в фантазировании.
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
Актуальность проблемы определяется уникальными возможностями дошкольником в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимы определенная система работы и создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию
- Прежде всего, специально организованная речевая среда в группе, включающая все необходимые компоненты учебно-методического комплекса;
- Методический уровень воспитателя, соответствующий достаточной степени готовности к проведению работы в данном направлении;
- Перспективное планирование занятий;
- Включение в систему организационно – педагогических мероприятий ДОУ демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
- Организация занятий, игр, упражнений по творческому рассказыванию;
- Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми (уметь выслушивать, отвечать, задавать вопросы, объяснять, фантазировать);
- Сотрудничество с родителями;
- Посещение культурно - досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
Детское творчество - это выражение ребёнком субъективно значимого для него содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма.
Для развития детского творчества, прежде всего, необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.
Затем необходимо организовать педагогическую среду, в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
Предлагается следующий план работы:
1. Расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи детей.
2. Работа над предложениями различной структуры.
3. Формирование умения пересказа небольших текстов.
4. Формирование умения составлять рассказы по картинке и серии последовательных картинок.
5. Развитие навыка составления рассказа на заданную тему.
6. Формирование умения составлять творческие рассказы.
На всех этапах работы серьезное внимание уделялять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой.
Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для
учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991г.
4. Гербова В."Занятия по развитию речи", Ж. «Дошкольное воспитание»., N
12, 1999 г
5. Гризик Т."Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" ,Ж.,
«Дошкольное воспитание», N 6, 2000 г;
6. Миронова Н. Использование текстов художественной литературы в
речевом развитии дошкольников. - Журнал "Дошкольное воспитание" № 10.-
2006г.
7. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Журнал "Дошкольное воспитание" № 3.- 2007г
8. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Ф.А.Сохина. - М.,
1979г.
10. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М.,
2006г.
11. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. - М., 2001г.
12. Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников. М. ИПТ, 2001.
13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной
литературой. М.: ТЦ Сфера,2002.
14. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры,
упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Козарь Е. В. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/117992-aktivizatsiya-rechi-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-slovesnogo-tvorchestva (дата обращения: 23.12.2024)- Кусающиеся дети
- Здоровый образ жизни формируется в семье
- Особые условия развития детей с нарушением слуха
- Весна пришла
- Физическая культура вашего малыша
- Добрые советы родителям. Тихие игры перед сном
- Веселые упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей