Учредитель СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство РОСКОМНАДЗОРА Эл № ФС77-61477)
Войти
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Труд должен доставлять детям радость от достигнутых ими результатов, от того, что они приносят пользу другим. В детском саду начинает формирование у детей коллективного труда. Этот процесс идет постепенно, посредством объединения детей в процессе трудовой деятельности в небольшие группы, имеющие общее задание. Так у детей формируется представление об ответственности за порученное им дело и умение действовать самостоятельно и согласовывать действия. Типы трудовой деятельности дошкольников Принято выделять четыре основных типа детского труда: • самообслуживание; • хозяйственно-бытовой труд; • труд в природе; • ручной труд.
На разных возрастных этапах преобладает тот или иной тип трудовой деятельности. Каждый из них имеет определенные возможности для решения воспитательных задач. Самообслуживание предполагает уход за собой - умывание, переодевание, уборка постели и пр. Воспитательное значение данного вида труда предполагает в первую очередь его жизненную необходимость. Все эти действия дети повторяют ежедневно, поэтому прочно их усваивают и осознают в качестве обязанности. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в ежедневной жизни детского сада, несмотря на то, что его результаты в сравнении с другими видами их трудовой деятельности не настолько очевидны. Данный труд предполагает, что дети будут поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке, помогать взрослым организовывать режимные процессы. Дети отмечают нарушение порядка в игровой комнате и устраняют его без напоминаний со стороны воспитателя. Хозяйственно-бытовой труд предполагает обслуживание коллектива, в связи с чем, заключает в себе большие возможности по воспитанию заботливого отношения к сверстникам. Труд в природе предполагает, что дети будут участвовать в процессе ухода за животными и растениями, выращивать растения в уголке природы, на огороде и в цветнике. Особое значение данного типа трудовой деятельности отводится развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения ко всем живым объектам, любви к родной природе. Он помогает
воспитателю решить задачи физического развития детей, совершенствовать движения, повышат выносливость, развивать способность к физическому усилию. Ручной труд предполагает, что дети будут изготавливать поделки из разнообразных материалов, включая картон, бумагу, дерево, шишки, желуди, солому, кору, кукурузные початки, персиковые косточки, бросовые материалы, перья, обрезки ткани и меха и пр. Возможность подарить сделанные своими руками игрушки и сувениры важна для нравственного воспитания, так дети приучаются оказывать внимание окружающим, то есть трудиться для того, чтобы доставлять им удовольствие. Ручным трудом развивают конструктивные способности детей, их фантазию, воображение и творчество - чтобы изготовить из природного материала сказочного человечка, ребенок будет подбирать для туловища крупный желудь, чашечку от него использовать как юбочку или шапочку, раскалывать желудь пополам, чтобы сделать ботинки и пр.
Дошкольникам интересно рассматривать природные материалы, чтобы выбрать форму, требующуюся для задуманного предмета: из кленовых семян можно изготовить крылья стрекозы, а из шишки - лешего и пр. В процессе работы дети узнают свойства разных материалов, способы их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенок должен проявить настойчивость для изготовления задуманного предмета, чтобы он получился опрятным и красивым.
Это объясняет большое воспитательное воздействие труда на детей, на формирование у них эстетических чувств и нравственно-волевых качеств.
Мусаева Е. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/118260-trudovoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)