Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста»

«Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.

С.Л. Рубинштейн говорил о том, что речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь –это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь- это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма общественного отражения действительности.

Речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативная, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.

Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырех лет, когда ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять ребенка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Современное – значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

1. Особенности развития речи детей 2- 3 лет.

К концу года ребенка можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания, ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложные действия.

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6 – 10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. К двум годам активный словарь ребенка вырастает до 200 – 300 слов. Ребенок понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить. Именно в 2года речь становится главным средством, которое использует ребенок для общения с близкими людьми.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, со сверстниками и с окружающим его предметным миром. К 2годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносимые возможности.

В возрасте 2 – 3 лет наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать, причем запоминает и анализирует информацию. На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходит значительное накопление активного и пассивного словаря, вместе с расширением которого происходит и усвоение звуков речи.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. К 3м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально- выразительных средств. Ребенок начинает говорит о себе в первом лице . К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения из 5 – 8 слов, овладев множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа « положи кубик под чашку», « положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы- потому что, если, когда. Он понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К 3 годам ребенок использует в речи все части речи и строит 5 полные грамматически оформленные предложения. Появляются характерные признаки речевого общения. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

2. Особенности развития речи детей 3- 4 лет.

Возраст 3 – 4 года – очень важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте формируются основы будущей личности, закладывается « фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому.

 Развитие речи у детей 3 – 4лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь детей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в 4 года эта цифра достигает 1,5 – 2 тысячи слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трем годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыш о прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга : на пером месте подлежащее, а потом сказуемое затем дополнение. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Детей привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправить плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

В 3 – 4 года дети уже соотносят знания с речевой формой. Наличие определенного жизненного опыта помогает им обогащать свои монологи словами – определениями. По картинке дети даже могут рассказать небольшую знакомую им сказку. Они способны воспринимать короткие рассказы без картинок. В этом возрасте детям свойственна диалогическая речь.

 Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает.

В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные 6

предложения, употребляют предлоги « по, до, вместо», союзы « что, куда, сколько». В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Он активно употребляет обобщающие слова ( одежда, овощи, животные и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.

3. Особенности развития речи детей 4 – 5 лет.

Средний дошкольный возраст 4 – 5 лет характеризуется возрастающей произвольностью, преднамеренностью, целенаправленностью психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Больше всего в ребенке четырех – пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребенок хочет осмысливать значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребенок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием, а лишь по особому звучит.

На пятом году жизни у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков, они способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще несформированным.

В речи ребенка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой – то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей ! Этот возраст называют иногда возрастом « почемучек». Ребенок даже способен задавать вопрос – предвидение: что будет?

Его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Если ребенок 2 – 3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4 – 5 –й ребенок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится понять: что хорошо, что и почему?

Одновременно с обогащением словаря ребенка интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он отвечает развернутыми фразами. В его речи преобладают простые распространенные члены, существительные и глаголы во множественном числе. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

На пятом году жизни меняется и морфологический состав за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. В их речи появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно согласовывают прилагательное с существительными. Это способствует появлению в речи простых распространенных и сложных предложений. Речь становится более связной и последовательной.

Дети начинают овладевать монологической речью. В этом возрасте ребенок еще не способен логично и понятно самостоятельно рассказать о событиях. Его речь еще носит ситуативный характер. Но с небольшой помощью взрослых ребенок 4 – 5 лет может передавать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Малыш в этом возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

  1. Особенности развития речи детей 5- 6 лет.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте – одна из центральных задач воспитания. Становление и развитие грамматической стороны речи является фундаментом для последующего усвоения родного языка.

В совершенствовании грамматического строя речи старших дошкольников центральной задачей становится формирование языковых обобщений, которое строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова, а также на использовании в связном высказывании разнообразных грамматических конструкций и способов связи между предложениями. Осознание словесного состава предложения является основой усвоения грамоты и сознательного оперирования языком в любом связном высказывании.

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Ребенок совершает положительный нравственный выбор(преимущественно в воображаемом плане).

В это время происходит изменение в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается изобразительность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Общение становится менее ситуативным.

К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые они получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.

Запас слов у ребенка 5 – 6 лет увеличивается до 2500 – 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова.

Старшие дошкольники свободно используют средства интонационной выразительности, способны регулировать громкость голоса и темп речи. Словарь активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется ( усваивают отношения антонимии– синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки ( свистящие, шипящие, сонорные).

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями ( например: косил – кошу, гость – гощу, писал пишу),представляющими сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих, и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчиненные предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).

5. Особенности развития речи детей 6 – 7 лет.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Ребенок старшего дошкольного возраста6 – 7 лет осознает себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Он может совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. К концу дошкольного возраста происходит существенные эмоциональной сфере. В это время формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствие своих действий. Благодаря таким изменениям поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Звукопроизношение у ребенка вполне сформировано, и работа идет по улучшению дикции, умению правильно пользоваться звуками в потоке речи.

У старших дошкольников 6 – 7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо – произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С –З, Ш –З ( отличаются работой голосовых связок); С_Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличается местом образования); Т_Ц, С-Ц, Ть –Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличается способом образования).

Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове ( дар - дал, сор- бор- хор) или их последовательности ( соль- лось, замок –мазок) меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные причины фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового речедвигательного анализаторов.

У дошкольников продолжает развиваться речь: звуковая сторона, грамматический строй ,лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, прилагательные и т.д.

Словарь ребенка 6 – 7 лет увеличивается до 3000- 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, чувств, представлений. Они могут объяснить значение слов незнакомых или близких по смыслу. Но несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

В возрасте 6 -7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и активно развивается монологическая речь. Ребенок может связно и последовательно пересказывать или рассказывать. Он критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку к рассказу, новый сюжет, сочиняют загадки, инсценируют отрывки из произведений.

К концу дошкольного возраста ребенок накапливает достаточный читательский опыт.

Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.

Развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания.

Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка. Потребность в общении, желание узнать, понять новое, стремление быть понятым, сообщить другому о чем – то, необходимость воздействовать на другого являются теми мотивами, которые побуждают ребенка к активному овладению языком.

Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарем, грамматическим строем, звуковым составом.

С возрастом все большую роль в общем и специально – речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человек. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Формируясь в процессе общения ребенка со взрослым в разнообразной практической деятельности ребенка, речь проходит в своем развитии ряд этапов: освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков, и овладение простыми грамматическими формами; овладение ситуативной речью ,быстрое увеличение понимаемых и произносимых слов; переход к овладению ситуативной связной и выразительной речью, усвоение более сложных грамматических структур; возникновение внутренней речи.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

                                                                             Воспитатель

                                                                             МБДОУ «Детский сад

                                                                              общеразвивающего вида № 33» НМР РТ

                                                                               Сквородникова А.В.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 33" НМР РТ
Дата публикации: 22.01.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Сквородникова А. В. «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/119361-osobennosti-formirovaniya-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию