Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Здоровье дошкольников — это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. 1. Дыхательная гимнастика благотворно влияет на развитие легких, способствуя развитию певческих способностей. 2. Артикуляционная гимнастика улучшает координацию движений органов артикуляции. 3. Игровой массаж повышает и укрепляет защитные свойства всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, укрепляет мышцы скелета. 4. Речевые игры развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность. 5. Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического состояния детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения. Музыкальные пальчиковые игры привлекательны тем, что быстро запоминаются своей простотой, напевностью, определенной ритмичностью, возможностью двигаться. Художественный образ находится в тесной связи со стихотворным текстом и ритмическими движениями, что вызывает у детей высокую эмоциональную отзывчивость. Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик. Несмотря на простоту, пальчиковые игры несут в себе огромную педагогическую воспитательную ценность. Издавна пальчиковые игры использовались «народной» педагогикой в воспитании детей. В пальчиковых играх, которые известны всем: «Сорока – Белобока», «Ладушки», «Коза - рогатая» и другие, дети подражают словам и действиям взрослых. Современные авторы значительно расширили бесценный музыкальный запас и позволяют использовать огромное количество музыкальных пальчиковых игр. В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. («Рисовалочка», «Мои пальчики шагают»)
Приложение
1. «Я пеку»
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки,
Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).
2. «Пальчик мой»
Музыка и слова И. Бодраченко
Пальчик мой, пальчик мой, (Гладят поочередно каждую ручку)
Поиграй- ка ты со мной.
Пальчик раз, пальчик раз (Показывают поочередно указательные пальцы)
Вышел заинька у нас. (Приставляют пальцы к голове – «ушки»)
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат. (Дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью).
Пальчик мой, пальчик мой, (Движения, как в первом)
Поиграй- ка ты со мной.
Пальчик раз, пальчик раз (Складывают большой палец с другими пальцами
Вышла курочка у нас. щепоткой)
Курочка по улочке ходит, ходит, ходит. (Качают ими в верх и вниз)
Курочка хохлат ушка зернышки находит. (Одну ладошку раскрывают, другой ручкой «клюют» по раскрытой ладошке.)
Курочка хохлат ушка прыг на крыльцо,
Курочка хохлат ушка снесла тебе яйцо. (Соединяют ладошки – несут «яйцо»)
Пальчик мой, пальчик мой, поиграй- ка ты со мной (движения как в 1 - ом)
Пальчик раз, пальчик раз вышла козочка у нас. (Выставляют указательный палец одной руки, затем указательный палец другой руки)
У козы рога торчат, у козы рога торчат. (Покачивают рожками)
У козы рога торчат, может забодать ребят («Бодают» друг друга).
3. Цап-царап
Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина
У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку)
Мягкие подушки, А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками)
Острые игрушки,
Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)
4. Острые игрушки
Учит сына кошка: (Пальчиком «грозят»)
Не зевай, сынишка!
Где шуршит немножко, (Ладони лежат на коленях. Пальцы рук
Там, наверно, мышка! согнуты, приподняты, шевелят ими).
5. Вот как пальчики гуляют
Слова Г.Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера
Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают»
Пальчик, пальчик догоняет. указательный и средний пальчики).
Будут пальчики гулять,
По ладошечке шагать!
Проигрыш: (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)
Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз,
Веселее пусть попляшут. быстро перебирают пальчиками «пляшут»)
Будут пальчики плясать,
Ну, а после отдыхать. (Положить ладошки на колени)
Пальчиковые игры - это своеобразный театр со своими эмоциями, переживаниями, актерами, которыми здесь являются пальцы. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/120381-statya-zdorove-sberezhenie (дата обращения: 15.11.2024)- Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью и их семьям
- Тематическая подборка игр на формирование и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- Развитие речи детей в домашних условиях
- Ребенок один дома. Советы родителям
- Готовимся к школе
- Работа родителями в старшей группе
- Почему возникает гиперопека
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4717 пользователей.
Отзывы