Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир

 Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир

(доклад-презентация для педагогов)

 

Литвинова Юлия Вячеславовна,

воспитатель МАДОУ «Мальвина»

г. Ноябрьск, ЯНАО

 

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности, т.е. от развития умственных способностей ребенка.

По определению выдающегося детского психолога Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. 

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные качества личности ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой стороны, начальная школа как приёмник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Общетеоретическое определение «готовности к школе» характеризуется как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые определяют его как ученика, то есть помогают учиться. Мы хорошо знаем, что в дошкольном возрасте у детей формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника. Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

 «Я хочу учиться!» – характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

«Я готов к познанию!» – проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе;

«Я – субъект детского сообщества!» – ребенок отдает предпочтение коллективным занятиям, деловому сотрудничеству со сверстниками, желанию получить оценку своих знаний.

 В ФГОС ДО задан «портрет» ребёнка 7 лет, представленный его социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений. «Портрет» является целевым ориентиром современного дошкольного образования и базисом развития ребёнка, на который опирается учитель начальной школы и развивает далее на новом содержании, в адекватных технологиях.

Согласно ФГОС ДО требования к результатам обучающихся рассматриваются с позиции метапредметных, предметных и личностных результатов. Следует заметить, что портрет выпускника ДОО по основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

Под предметными результатами в дошкольном возрасте могут подразумеваться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей, а также овладение различными видами детской деятельности;

под метапредметными – предпосылки универсальных учебных действий;

под личностными – характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития.    

 Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели сотрудничества, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса и повысить качество дошкольного и начального общего образования.

Ключевые пути преемственности представлены в статье 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование должно быть направлено на формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1), а именно умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. В методической литературе описано большое количество эффективных методик формирования предпосылок учебной деятельности. Любой вариант организации дошкольного образования имеет конкретный с точки зрения нового законодательства результат – уровень развития ребенка, необходимый и достаточный для успешного освоения им образовательных программ начального общего образования. А не утрированная подготовка к школе, «убивающая» учебную мотивацию.

Такой уровень развития требует обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности; в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования) и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. 

Именно такая образовательная деятельность должна быть организована в рамках любой вариативной формы дошкольного образования.

Для реализации индивидуального подхода актуально и необходимо проектировать индивидуальный образовательный маршрут будущего первоклассника. Документально зафиксированная траектория индивидуального развития окажется серьезным подспорьем учителю, заинтересованному в организации эффективной психолого-педагогической поддержке своего ученика.

Образовательно-воспитательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе подчинён становлению личности ребёнка.         

На данный момент заключен договор, составлен план работы по организации преемственности МАДОУ «Мальвина» и МБОУ «Гимназия №1». Для того, чтобы совместная работа дошкольного учреждения и школы была более плодотворной по физкультурно-оздоровительной работе, необходимо пересмотреть условия сотрудничества в плане предшкольной подготовки воспитанников в ДОО по физической культуре, создать единую систему для успешной реализации преемственности по образовательной области «Физическое развитие».

Таким образом, конструктивный диалог взрослых позволит оптимально решить проблему преемственности ДОУ и школы, выстроенной на основе партнерских позиций. Давайте бережно передавать друг другу хрустальный сосуд по имени «РЕБЕНОК», тщательно продумывая каждое слово и действие, с высокой степенью сознательности и ответственности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МАДОУ "Мальвина"
Дата публикации: 03.04.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Литвинова Ю. В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121171-doklad-prezentatsiya-doshkolnoe-i-nachalnoe-obrazovanie-edinyj-razvivayushchij-mir (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию