Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

       Т.Черниговскаянейропсихолог, психолингвист, глава Института когнитивных исследований СПбГУ утверждает ,что человек слушает ушами, а слышит — мозгом, смотрит глазами, а видит — мозгом». Следовательно, развивая и корректируя речь ребёнка, необходимо учитывать особенности строения мозга человека. Он состоит из правого и левого полушарий, между ними находится мозолистое тело (пучок нервных волокон, соединяющих два полушария). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, усвоении новых знаний, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем более высоким будет интеллектуальный уровень дошкольника. В развитии межполушарного взаимодействия и помогает кинезиология.

 «Кинезиология – наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях». В образовании под кинезиологией понимается развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, иногда ее еще называют «гимнастикой мозга». Образовательная кинезиология — наука и практика о том, как легко и радостно учиться новому через движение. «Движение — дверь в обучение», — девиз автора метода, американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.

В логопедии кинезеологические упражнения помогают активизировать деятельность речевых зон в коре головного мозга, влияют на развитие способностей, памяти, внимания,  мышления. Упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений развития, поэтому кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. 

 

 Кинезиологические упражнения:

  • повышают стрессоустойчивость;
  • улучшают мыслительную деятельность, внимание и память;
  • синхронизируют работу полушарий;
  • формируют пространственные представления;
  • развивают речь, а также мелкую и крупную моторику;
  • снижают утомляемость;
  • повышают способность к произвольному контролю;
  • гармонизируют работу головного мозга;
  • облегчают процесс чтения и письма.
  • не требуют больших материальных затрат и большого количества времени.

Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп: 

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

- Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;

- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата

- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения

- Массаж – воздействует на биологически активные точки

- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 Дыхательные упражнения:

1«Свеча» Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

3«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

4Упражнение: « Обхвати за плечи» И, П, встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч, кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо чтобы руки двигались навстречу друг другу параллельно , а не крест- накрест.

5« Отдохни» Сжать пальцы в кулак с загнутым  внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем ,ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.

Сам себя ты успокой ,

тихо песенку пропой.

6.Упражнение: «Снежинка» Дуем на снежинку с разной силой выдоха.

«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

7«Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 «Надуй шарик»

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

8 «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 Автоматизация звуков

 Кинезиологические упражнения можно использовать  на этапе автоматизации звука  для активизации и повышения интереса к речевым заданиям

Например, упражнение «Цепочка» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики. Одновременно ребенок проговаривает звук «Р». На этапе автоматизации звука «Р» в слогах произносим слог «ра» («ро», «ру», …), далее слова,

Аналогично используем кинезиологические упражнения: «Колечко», «Зайчик – коза – вилка», «Робот», «Маршировка», «Колечко», «Ухо – нос» и др.

Еще один способ автоматизации звуков – через упражнение «Ладошки» .Специально подготовленные ладошки прикрепляются на доску, ребенок прикасается и называет слоги или слова, рассказывает предложения, потешки.

Для закрепления навыка и различения близких звуков используются также звуковые дорожки и дорожки движений.

Для закрепления слоговой структуры слова использую упражнения с кубиками, мячами, счетными палочками, карандашами, и т.д. 

 Упражнения рекомендуется  подобирать в зависимости от лексической темы. Эти упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую.

Например, при изучении в старшей группе темы «Детский сад. Игрушки»  можно использовать упражнение «Фонарики».

«Фонарики»

Мы фонарики зажжем,

В детский сад с тобой пойдем.

Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.

Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

«Кулачки – ладошки в воздухе»

Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят - удерживая руки на весу.

При изучении темы «Фрукты» в старшей группе можно  использовать кинезиологическое упражнение «Червячок и яблочко»

Червячок проделал ход,

В центре яблока живет.

Руки сжаты в кулаки, большой палец правой руки спрятан в кулак, большой палец левой руки поднят вверх. Несколько раз меняем положение рук, постепенно увеличивая темп.

 Аналогично подбираются стихи на другие  лексические темы.

 В работе по формированию фонематического слуха и восприятия (навыков дифференциации звуков) также  можно использовать кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

Для дифференциации твердых и мягких согласных используется упражнение «Плечики». Педагог говорит, что согласные звуки делятся на мягкие и твердые. Если вы услышите твердый звук, то поднимите плечики вверх, а если звук мягкий, опустите плечи вниз.

Также можно использовать упражнение «Лёд и огонь».

Эти упражнения можно использовать при дифференциации разных звуков (дифференциация гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, твёрдых и мягких слогов, а также свистящих – шипящих, сонорных, других смешиваемых звуков (п-б, т-д, с-ш, з-ж, л-р и т.д).

 «Оладушки», «Перекрестное марширование», «Колечко» подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

Например, для формирования правильной грамматической формы слова (уменьшительно – ласкательной, множественного числа существительных, глаголов и т.д.) можно использовать упражнение «Себе – соседу».

Упражнение «Себе – соседу»

Дети встают в круг. Руки вытянуты вперёд, в правых руках у детей мячи. Передаем мячи последовательно сначала в свою левую руку, затем соседу слева в правую руку.

Усложнение – себе передаем мяч за спиной.

При передаче определенного мяча (например, синего цвета) нужно назвать слово. Например, когда передает из правой руки в левую – в ед. числе, затем, передавая соседу – во мн. числе.

Упражнение «Рыба, птица, зверь» подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.

Кинезиологические упражнения, поддерживают интерес детей на занятии формируют умение понимать словесные инструкции, способствуют  развитию темпо-ритмической, интонационной стороны речи, внимания, памяти, обогащают словарный запас, формируют связную речь.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
учитель-логопед МДОУ «ЦРР - д/с № 7» г Магнитогорска,
Дата публикации: 18.04.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Стерликова О. А. Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/121478-kineziologicheskie-uprazhneniya-v-logopedicheskoj-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию