Значение музыкального сопровождения в занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
Значение музыкального сопровождения в занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного возраста
Цель: Развитие физических данных детей путём использования музыки во время проведения утренней гимнастики и физкультурных занятий.
Задачи:
1. Учить детей согласовывать свои движения с характером музыкального сопровождения.
2. Развивать чувство музыкального ритма, темпа, метрического слуха.
3. Развивать деятельность слуховых, зрительных, и моторных центров.
4. Вызвать у детей эмоциональный подъём, радостное ощущение, радостное настроение.
XXI век – век высоких технологий, век информации и технического прогресса. Дети с дошкольного возраста находятся в виртуальном мире компьютерных и анимационных персонажей, сюжетов и телевизионных героев. Современные родители часто приносят в жертву ранней интеллектуализации физическое развитие ребенка, его эмоционально-двигательный опыт. В подобных условиях музыка играет важную роль и значение в системе физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Очень важно, чтобы музыка на занятии или гимнастики не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в каждое движение. На утренней гимнастике звучание музыки определяется содержанием каждого упражнения. Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, торжественного марша («Песня о Родине» И. Дунаевского.) воспитанники подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом, а быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное её окончание или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения. При ходьбе на носках, пятках, как мышки, зайчики, лягушки музыка должна создавать и эмоциональный настрой. Музыка сопровождает детей при легком беге (птички, бабочки, в беге с элементами подражания лошадки). Каждое задание требует своего ритма. При выполнении задания «гусиный шаг» музыкальный руководитель играет народную мелодию «Пойду ль, выйду ль я». Лёгкий бег сопровождает «Итальянская полька» Рахманинова, при ходьбе с «поворотом спиной и обратно» — марш с акцентированной частью; боковой галоп выполняется под «Чешскую польку» и т. д. При беге с ускорением и замедлением дается музыка, имеющая в своем тексте эти оттенки. Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. У детей младшего дошкольного возраста физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.), им трудно выполнять упражнения в едином темпе, поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. Соответственно, музыкальное сопровождение у младших групп детского сада будет гораздо медленней, чем в старших группах. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Исполнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой. Привыкнув к звучанию музыки на утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания, объяснения воспитателя. Чтобы приучить детей подготовительных групп к самоконтролю за выполнением движений под музыку, им иногда даются задания: послушать музыку, придумать и выполнить упражнение под эту музыку. Это и игра, и проверка их двигательных умений, музыкальных способностей. Делая движения под музыку, дошкольники получают удовольствие, невольно подтягиваются, стараясь выполнять их как можно лучше. Это особенно заметно, когда на зарядке звучит новая или давно не исполнявшаяся мелодия. Поэтому руководитель подбирает музыкальное произведение для вводной и заключительной частей занятий и утренней гимнастики особенно тщательно, часто меняет их. Мелодии для утренней гимнастики обычно подбираются бодрые, жизнерадостные, ритмичные и чаще всего знакомые детям. Чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, нужно хорошо представлять себе каждое упражнение, понимать его смысл и назначение. Комплекс общеразвивающих упражнения сопровождается обычно музыкой из специальных сборников для гимнастики в детском саду. Для физических упражнений в работе с дошкольниками в основном используются сочинения малой формы, сравнительно простые по схеме построения. Подбирать надо такую музыку, чтобы комплекс ее выразительных средств соответствовал содержанию упражнения и помогал бы его выполнять. Очень важно помнить, что: 1. Недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа. 2. Противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.
Музыкальные произведения для различных видов движения, упражнений должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. На утренней гимнастике, звучание музыки организует весь комплекс упражнений. Музыкальное сопровождение позволяет добиться не только высокой чёткости и правильности, но и пластичности, выразительности движений. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок ежедневно присутствовал на утренней гимнастике. Это поможет ему быстрей овладеть ритмикой, успешней справляться с физической нагрузкой и повысить эмоциональный тонус организма.
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время вводной части ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки. При необходимости подбора музыки к
НОД следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации.
Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором. Музыка в игре может быть введена лишь частично. Отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение.
В игре «Ловишки» все дети выполняют однородное движение бег врассыпную, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала «лови». Одновременно с сигналом, совпадающим с окончанием музыкальной фразы, начинается бег с увертыванием и ловлей, музыка прекращается. Каждый ребенок стремится увернуться от ловишки, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. В заключительной части занятия музыка выступает как успокаивающее средство, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки . В этой части используются звуки природы и звучание лирических произведений. Для того, чтобы ребенок проявлял интерес к занятиям по физическому воспитанию необходимо максимально разнообразить формы проведения занятий по физической культуре. Именно поэтому необходимо использовать музыкальное сопровождение на занятиях по физической культуре с целью приобщить ребенка к выполнению физических упражнений через игровые методы обучения. Эффективность физкультурных занятий и утренней гимнастики зависит во многом от правильного определения места музыки в них. Музыкальный руководитель должен готовиться к проведению занятий и утренней гимнастики вместе с воспитателями. Время и день таких совместных подготовок определены, расписанием (графиком использования зала). Занятия проходят один раз в неделю, обычно в тихий час. Воспитатели поочередно знакомят музыкального руководителя с содержанием утренней гимнастики и физкультурных занятий, показывают выполнение каждого упражнения, объясняют, в каком темпе требуется его выполнять, сколько раз. В соответствии с этими требованиями следует подобрать музыку для вводной части занятия и общеразвивающих упражнений. После этого воспитателю важно повторить упражнения еще раз под музыку. Летом, когда работа по физическому воспитанию целиком переносится на свежий воздух, музыкальное сопровождение физкультурных занятий и утренней гимнастики становится особенно необходимым. Организовать детский коллектив на открытой площадке воспитателю очень трудно: у детей проявляется излишняя возбужденность, возникают посторонние разговоры, и поэтому задания они часто выполняют небрежно, неправильно. Музыка в таких случаях помогает организовать, собрать их внимание. Роль музыки в формировании физических навыков и умений разнообразна и многопланова. Она оживляет физкультурное занятие и утреннюю гимнастику, делает их маленькими праздниками в жизни дошкольников. Когда звучит музыка намного легче воспитать у ребёнка красивую осанку, научить их правильной, ритмичной, хорошо координированной ходьбе. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект. Таким образом, можно сделать вывод, что для совершенствования процесса физического воспитания необходимо систематически включать в занятия формы работы с музыкальным сопровождением.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Значение музыкального сопровождения в занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/122585-znachenie-muzykalnogo-soprovozhdeniya-v-zanyatiyakh-po-fizicheskomu-vospitaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
- Книжкин дом
- Возрастные особенности ребенка в возрасте 2-3 лет
- Ұзын,қысқа
- Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников
- План самообразования
- Роль книги в речевом развитии ребенка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7778 пользователей.
Отзывы