Статья "Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников"
Статья «Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников»
Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.
Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.
Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.
Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.
Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.
Как возникает ролевая игра? Надо ли учить ребенка играть или это процесс происходит сам по себе?
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
С раннего детства мамы и бабушки играют с детьми в так называемые игры-манипуляции (игры-забавы), это всем известные пальчиковые игры, игры-потешки: «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока». Мама держит малыша за ручки, загибает ему пальчики, машет его ручками – ребенок, таким образом, принимает участие в игре, пока пассивное.
Затем взрослый проговаривает знакомые слова – ребенок уже сам выполняет действия. Сюжетно-ролевая игра возникает позже. В процессе действий с игрушками ребенок изучает окружающие предметы и переносит свой, пока еще небольшой, жизненный опыт в игре: кукла чистит зубы, умывается, одевается, машинка едет в гараж и т.д.
Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствуют два вида детской игры: режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой (использование предметов-заместителей): кубик – машинка, коробка – гараж. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение - видеть целое без составляющих элементов, таким образом развивается его воображение.
Примерно с трех лет появляется новый вид игры – образно - ролевая. Ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей.
Когда ребенок становится старше, у него появляется потребность «копировать» не только действия, но и поведение взрослых, он учится использовать предметы не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Это уже не слепое повторение действий, а индивидуальное, эмоционально окрашенное действо. Обыгрывание одного и того же сюжета у разных детей неодинаково, оно зависит от его мироощущения, возможностей и возраста ребенка. Даже у одного и того же ребенка одинаковая по сюжету игра проходит по-другому в более старшем возрасте. Игра становится более продолжительной, возрастает количество выполняемых действий, отношения между исполнителями ролей четко определяются еще до начала игры и становится ее основной линией. У детей старшего дошкольного возраста игра предварительно планируется, обговариваются ее правила, дети внимательно наблюдают, насколько действия игроков подчиняются общепринятым правилам.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Беловодченко С. Н. Статья "Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/122758-statya-syuzhetno-rolevaya-igra-v-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 15.11.2024)- Финансовая грамотность
- Информационно-коммуникативные технологии, как неотъемлемая часть совершенствования работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО
- Логопедический массаж
- Календарный план
- Здоровьесберегающие технологии: музыкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
- Развитие речи у дошкольников средствами музыки
- Дидактические игры
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7139 пользователей.
Отзывы