"Адаптация в детском саду"
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
К ДЕТСКОМУ САДУ: ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
Адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества и с собственными потребностями, мотивами, интересами.2
Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу доброжелательно настроенных для него родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое.
Дошкольное учреждение - или попросту детский сад - является первым шагом социализации. Несмотря на то, что первое знакомство с чужими ему людьми он получает еще до детского сада, тем не менее, ребенок видит, что мама всегда рядом, всегда находится в поле зрения. С приходом в детский сад все меняется: режим, правила, питание… И главное, нет мамы рядом, кругом все чужие.
До 3 лет ребенок ощущает себя частью мамы, он постоянно ждет ее слова, одобрения или хотя бы реакции. Поступив в детский сад, расставание с мамой проходит очень тяжело. Здесь важно, чтобы расставание проходило как можно быстрее и безболезнее. Это в первую очередь зависит от реакции матери, насколько тревожно и сомнительно она будет ощущать себя. Малыши очень чувствительны и поведение матери быстро передается им.
Дети трех лет более самостоятельные, они отделяют уже себя от матери. Часто ими движет уже знакомство с новым, их легче переключить, занять чем-то новым. Однако, если до 3 лет они общались только с мамой, возможно разрыв будет также сложным.
Еще до первого посещения ребенком детского сада, родителям необходимо прийти познакомиться с учреждением, воспитателем, посмотреть группу, узнать, что необходимо при себе иметь. Разумно, если старший воспитатель или воспитатель проведет первое собрание за 2-3 месяца до поступления в детский сад, где расскажет о правилах, режиме, примерном меню, чтобы родители заранее смогли подготовить ребенка к этому событию. Родителям будет проще подготовиться к такому не простому для них и для их ребенка шагу как посещение детского сада, если воспитатель подготовит памятки необходимого и рекомендации по успешной адаптации. Участие психолога на первом родительском собрании настроит родителей на сотрудничество и снимет с них психологическое напряжение.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта, любви в группе. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.3
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Еще до первого визита детей воспитателю желательно познакомиться с родителями, хотя бы заочно, чтобы расспросить родителей о ребенке подробнее (как в семье принято называть ребенка ласково, его особенностях, страхах), спланировать первое посещение детского сада по срокам. Детям будет комфортнее, если новички будут приходить не все стразу, а по несколько человек в день и желательно в разное время, чтобы у воспитателя была возможность уделить внимание каждому.
Чтобы расставание ребенка с мамой было не столько тяжелым, можно установить традицию, что при уходе ребенок машет из окна маме рукой. Первое время мама забирает ребенка раньше, лучше маме оговорить с ребенком, когда она его заберет заранее (после сна, после прогулки, после обеда), тогда ребенок будет спокойнее переживать разлуку с мамой. Желательно, чтобы воспитатель корректировал время посещение детского сада в зависимости от поведения ребенка. Традиционно воспитатели предлагают следующую схему: 2 дня – на 2 часа, следующие 2 дня – до 2 завтрака, еще 2 дня с прогулки, еще через 2 дня оставляют на обед и далее на сон. Обычно через 2 недели посещения детского сада, дети остаются на сон. Желательно, чтобы этот период растянулся не больше, чем на месяц. Если ребенок заболел, не успев остаться на сон или только начал привыкать, схему привыкания нужно сначала, или хотя бы первую неделю пребывать неполный день.
Для психического спокойствия детей можно разрешить приноситься с собой игрушку в детский сад, как связь с домом, с мамой. С игрушкой можно играть, спать, оставлять ее в детском саду, чтобы наутро спешить к ней снова. На сон желательно приносить пижаму, чтобы подготовка ко сну была приятным ритуалом. Воспитатель читает перед сном сказку не спеша, монотонно, как бы «журча», настраивая на расслабление и засыпание. В раннем возрасте дети хорошо засыпают под колыбельные песенки.
Помогает отвлечь ребенка от расставания с родителями и переключение внимания на новую игру, ситуацию. Рисование помогает расслабить напряженную нервную систему, рекомендуется в группе иметь на видном месте мелки, бумагу в свободном для ребенка доступе.
В своей работе воспитателю желательно чередовать умственную и двигательную нагрузку. Переключить внимание детей или поднять настроение помогает музыка. Дети младшего возраста (а особенно раннего) с удовольствием двигаются под песенки Железновых, не только механически, но и сопоставляя их со словами, а позже и подпевая. Музыка из знакомых мультфильмов помогает детям ощутить себя в знакомой приятной ситуации.
Дети с удовольствием рассматривают что-нибудь за окном: будь-то трактор, который чистит двор или грузовик, который привез продукты или даже просто воробей, который прилетел и сел на ветку.
Простые игры или игровые ситуации на привлечение внимания детей с зонтиком, заводными игрушками или масками помогут занять детей на какое-то время и создать благоприятную эмоциональную обстановку. А игры с песком и водой позволяют снять психологическую нагрузку.
Первые два-три месяца самые сложные в работе воспитателей, когда они начинают работать с новичками, особенно, если это целая группа детей, которые только вышли из уютного домашнего гнездышка. Хорошо, если помощник воспитателя активно включается в работу по адаптации, уделяя свое время и внимание детям, взаимодействуя в тесном контакте с воспитателями.
Хорошо спланированная работа воспитателя, помощь со стороны других специалистов (старшего воспитателя, психолога) и помощника воспитателя, сотрудничество с родителями и создание психологически комфортной среды в группе – основа успешной адаптации детей в детском саду.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Башушкова Е. В. "Адаптация в детском саду" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/123290-adaptatsiya-v-detskom-sadu (дата обращения: 21.11.2024)- Развиваем пальчики, развиваем мозг
- Маленький волшебник
- Занятия для родителей с детьми в условиях самоизоляции
- Особые условия развития детей с нарушением слуха
- Методические рекомендации по организации и проведению кружковой работы по обучению старших дошкольников элементам дизайна
- Отчет о проделанной воспитательно-оздоровительной работе в летний период с детьми в ДОУ
- РОЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА