Интеллектуальные карты в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Первым шагом в формировании у дошкольников экологических
представлений является формирование знаний и любви к природе родного
края. Важным показателем экологической воспитанности старших
дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически
ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются
экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к
природе.
Основные задачи экологического воспитания детей старшего
дошкольного возраста:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном
и животном мире, правилах поведения в природе;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, бережного
отношения к природе.
Формирование экологических понятий, представлений, знаний и
умений осуществляется в различных видах деятельности дошкольников с
использованием разнообразных пособий:
- экологических моделей,
- дидактических игр и упражнений,
- схем и алгоритмов.
Наша старшая группа «Фиалка» решила подружиться с природой,
понять и полюбить её, а на помощь пригласили весёлых сказочных героев
«Эколят» – друзей и защитников Природы.
Мы используем разные методы и приемы: наблюдения, опытно-
экспериментальную деятельность, проекты, чтение художественной
литературы о природе, уроки доброты, экологическое моделирование,
проведение конкурсов, выставки поделок из природного материала,
экологические акции.
Наша работа направлена на поиск эффективных методов и средств для
развития активности, креативности, инициативности, коммуникативных
навыков, любознательности воспитанников.
Мы остановили свой выбор на методе интеллектуальных карт, который
позволяет изучать времена года, птиц, домашних и диких животных,
описывать разные характеристики объектов. Этот метод помогает ребенку
видеть связи между объектами и явлениями, превращать все это в логическую систему. В современном мире с большим потоком информации
метод интеллектуальных карт в образовательной деятельности дошкольников
является универсальным способом познания окружающего мира, наиболее
оптимальным методом экологического воспитания детей. В условиях
реализации ФГОС ДО использование ментальных карт в экологическом
воспитании дошкольников позволяет осуществлять интеграцию областей:
коммуникация, познание и социализация.
В результате систематического использования метода интеллектуальной
карты по экологическому воспитанию дошкольников отмечено
формирование у детей аналитических предпосылок, ведь они не только
воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные
связи. Приобретенные знания детей при использовании интеллектуальных карт
сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала
становится значительно выше. Процесс построения ментальных карт делает
обучение творческим и увлекательным.
В общении с детьми мы называем их «умными картами», что более
понятно для дошкольников.
Метод интеллектуальных карт позволяет интегрировать образовательные
области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания:
- развивать познавательный интерес к изучению экологии;
- расширять пассивный словарь в области экологических знаний;
- выявлять и компенсировать проблемы, которые создают трудности в
формировании экологической культуры ребёнка;
- развивать интересы детей, любознательность и познавательную
мотивацию;
- формировать первичные представления об объектах окружающего
мира;
- развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную
отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной
деятельности со сверстниками.
Используем интеллектуальные карты в нескольких направлениях:
- для сбора материала о природном явлении или объекте;
- изучения нового материала;
- закрепления материала,
- обобщения материала;
- планирования деятельности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Минеева Л. Г. Интеллектуальные карты в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/123911-intellektualnye-karty-v-ekologicheskom-vospitanii-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Радужный мир
- Роль бабушки и дедушки в нравственном воспитании ребенка
- Проект летней оздоровительной работы "Солнечное лето"
- Личный пример – лучший способ обучения этикету
- В гости в город Соликамск
- "Имена и ритмы"
- Родительское собрание (перед началом занятий с дошкольниками)