"Использование развивающих игр в детском саду"
Использование развивающих игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста
В начале XXI века значительные изменения затронули и сферу дошкольного образования. Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и заметного увеличения численности детей в группе необходимы такие методы организации образовательной деятельности, которые способствовали бы росту их умственному развитию, познавательной активности, познавательному интересу.
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения и развития ребёнка в детском саду.
Познавательное развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослым и в коллективе сверстников.
Важным этапом в развитии, обучении и воспитании детей являются игра. Игра является универсальным способом воспитания и обучения, особенно в раннем детстве. Именно благодаря игре дети развивают чувство собственного «я», и самое главное, игра представляет условия для формирования коммуникативных умений ребенка, дети учатся взаимодействовать с другими людьми и делиться важной информацией.
Важность использования игры в ходе развития детей дошкольного возраста педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, А.М. Леушина, Фребель и др. Ученые утверждают, что в игровой форме, как ребенок, так и взрослый человек легче воспринимают поставленную задачу, какой бы трудной она ни казалась. При этом необходимо точно и четко устанавливать правила игры для мотивации игрока.
Большая роль в развитии дошкольников отводится развивающим играм. Развивающие игры являются важным образовательным посредником, работающим над его образованием и умственным ростом, удовлетворяющим познавательные потребности дошкольника. Можно отметить, что отличительной особенностью развивающих игр является необходимость выполнить какое-то задание, а для того, чтобы его выполнить, – надо подумать.
Игры для самых маленьких создаются, чтобы помочь ребенку через игровые элементы познавать мир. Ему важно понять, каким образом можно взаимодействовать с разными предметами: вертеть, двигать, мять, защелкивать, стучать, тянуть. При подобном взаимодействии ребенок познает закономерности действий предметов.
Развивающие игры для детей разных возрастов направлены на тренировку определенных функций и навыков. Одни игры развивают логическое мышление, другие – концентрацию и координацию, третьи – моторику, четвертые – тренируют память, пятые – дают свободу творческому мышлению и самовыражению ребёнка [1, с.80].
Развивающие игры расширяют, углубляют представления дошкольников об окружающем мире, закрепляют пространственные знания и умения [2, с.453].
Одними из таких являются игры Никитина. Каждая из игр представляет собой набор задач, которые ребенку необходимо решать с помощью кубиков или кирпичиков. «Уникуб» Никитина – игра, развивающая пространственное и математическое мышление, логику и сообразительность. В «Уникуб» можно играть детям, начиная с 3 – 4 лет. Другой вид игры «Кирпичики» развивает пространственное мышление, глазомер, внимательность, аналитико-синтетическое мышление, точность, аккуратность. Данная игра будет полезна дошкольникам, начиная с 4 лет.
В ходе данных игр у детей задействуются наглядно-действенное мышление, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; развиваются способности комбинирования; зрительная память, чувство симметрии, воображение, улучшается самоконтроль, целеустремленность и усидчивость.
Сравнительно недавно, вошедшая в обиход методической практики, игра «Танграм», способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции наглядно-образного мышления, знакомит с понятием частей и целого, помогает развивать логическое и пространственное мышление, фантазию.
Танграм – это комплект из семи разноцветных геометрических деталей, которые при сложении образуют квадрат. Игра подойдёт для детей от 3 лет. Головоломка является эффективным средством развития умственных и творческих способностей. Задача ребенка из частей головоломки составлять различные пространственные фигуры.
Еще одной игрой, которая стала популярной, является игра «Застенчивый кролик» [3]. «Застенчивый кролик» – развивающая игра для малышей от 2 до 5 лет. Красочная деревянная головоломка с симпатичным кроликом и интересными заданиями, подходящими для маленьких детей, поможет им развивать внимание, память, логическое мышление, цветовое восприятие. Она знакомит ребенка с такими понятиями, как «выше», «ниже», «внутри», «снаружи» и так далее. Игра развивает концентрацию, речевые функции, логику, пространственное мышление, а также вырабатывает навык решения проблем.
Отметим, в дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное пространственное мышление и самостоятельное решение проблем.
Для интеллектуальной активности ребенка в дошкольном учреждении в процессе активной двигательной деятельности детей также используется большой арсенал развивающих игр: «Кто сделает быстрее, лучше?», «Кто найдет?», «Съедобное – несъедобное», Это движение запрещено» и т. д.
Отдельно можно выделить развивающие игры на развитие памяти: «Чего не хватает?», «Слушайте и повторяйте», «Какая картина исчезла?».
Таким образом, большая роль в развитии младших дошкольников отводится развивающим играм. Развивающие игры являются важным образовательным посредником, работающим над его образованием и умственным ростом, удовлетворяющим познавательные потребности дошкольника.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Башушкова Е. В. "Использование развивающих игр в детском саду" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/123975-ispolzovanie-razvivayushchikh-igr-v-detskom-sadu (дата обращения: 15.11.2024)- Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования
- Нетрадиционные методы и приёмы связной речи у дошкольников
- Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в определении детей, нуждающихся в КРР
- Логомер-2
- ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
- Утренняя гимнастика на страже здоровья
- Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5428 пользователей.
Отзывы