Адаптация раннего дошкольного возраста в детском саду
Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой. Имеются очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов нафизиологическом и на психологически — социальном уровне.В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики.Период привыкания детей-это всегда сложный процесс. В настоящее время значительную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружаются знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др.
Разработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду-важнейшее условие, которое облегчает его адаптацию.Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. a. Амонашвили, Г. Ф. Кумарин, А. В. Мудрик и другие.Д. Ватутина в его руководство рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т. В. костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:
1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития.
2. подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
3. фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение . Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в работе. Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Стоить учесть, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойны, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Успокоив ребенка, педагог, получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими детьми. Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить: - какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д.; - как называют ребенка дома; - чем увлекается ребенок; - какие особенности поведения радуют и настораживают родителей Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Успешно пройденный адаптационный период будет считаться, если: -ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО, сформировал коммуникативные навыки; - эмоциональное состояние в саду спокойное, чувствует себя комфортно; - есть аппетит; -радостное общение со сверстниками, активное участие в игровых ситуациях. Таким образом, для успешной адаптации ребенка в дверях необходимо объединить родителей и учителя. Чем быстрее ребенок доверится воспитателю,тем безболезненно покинет родителей, что позволяет поддерживать позитивное эмоциональное состояние. Одним из важных моментов является формирование познавательной, социальной сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативу для успешного развития ребенка.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ермакова О. И. Адаптация раннего дошкольного возраста в детском саду // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/124366-adaptatsiya-rannego-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu (дата обращения: 14.11.2024)- Вариант разработки календарного планирования в старшей группе на тему "Весна" по ФГОС
- Радуга - дуга
- Значение хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
- УЧИТЬ ЛИ ДАВАТЬ СДАЧИ
- Причины дорожно-транспортных происшествий. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий
- Хореография как средство всестороннего развития дошкольника
- Дидактические игры для развития речи детей 3-4 лет
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12145 пользователей.
Отзывы