Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через историю родного края"

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников

 через историю родного края"

       Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач ДОУ является патриотическое воспитание. Любовь к Родине начинается  с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. 

     Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

     Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. 

          Каковы же источники краеведческих сведений?

     Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

       Работу по духовно-нравственному воспитанию я начала проводить с детьми со второй младшей группы. Использовала более простые формы устного народного творчества, доступные для их понимания (колыбельные песенки, потешки при умывании, при взаимодействии с предметами, простейшие подвижные и пальчиковые игры и т.д.). Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. С детьми было проведено открытое занятие "Путешествие в русскую деревню".Воспитанники познакомились с бытом русской деревни, побывали на ярмарке и покатались на веселой карусели.

       Для каждой возрастной группы подобрала картотеки литературных произведений: пословиц, поговорок, потешек, русских народных сказок. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

       Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх очень часто упоминаются предметы народного быта, я решила собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Наши любимые сказки», создана мини-панорама «Быт наших предков». Дети по желанию могли рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр.  

       Работа усложнялась с переходом детей из группы в группу. Большую помощь в воспитании детей и приобщению их к русским народным традициям оказала Сосенко Инна Ивановна, она стала частым гостем в группе "Солнышко" Инна Ивановна знакомила с русскими народными обрядами, традициями ,пословицами, поговорками, частушками, прибаутками. Дети познакомились с русскими праздниками: масленица, сороки, сретение, день рождения русской матрешки, праздник русской березы и др.Доброй традицией стало праздновать колядки.

       На занятиях по изодеятельности дети знакомились с русскими народными промыслами и применяли свои знания в практической или продуктивной деятельности. Дети лепили и разрисовывали посуду из глины в стиле народно-прикладного искусства, рисовали сюжеты из русских народных сказок, иллюстрировали потешки и пословицы. 

       Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Огородник», «Краски», «Каравай», «Карусель», «Лапта», и т.д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

       Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и культуре, природе, экономике и хозяйству края является краеведческий музей, Дом ремесел, музей детского сада. С детьми были организованы экскурсии в краеведческий музей, где дети познакомились с историей возникновения города Лебедянь, узнали о знаменитом земляке Микрине Евгении Анатольевиче, в музее детского сада было проведено несколько занятий : "Русский быт", "Советы домового","Как люди жили в старину"

      В  детском  саду   проводились ежегодные конкурсы  чтецов "Покормите птиц зимой", "Весенняя капель","Зимушка-зима", "9 мая -день Победы"воспитанники рассказывали стихи о птицах которые обитают  в нашей местности, о растениях которые растут в наших краях. На конкурсе чтецов ,посвященном Дню Победы, дети рассказывали стихи о войне, смотрели презентацию о героях г.Лебедяни, погибших на фронтах ВОВ.

       Активно использовала и такую форму работы как целевые прогулки по родному городу. Воспитанники побывали на площади г.Лебедянь, где возложили цветы к памятнику павшим воинам в ВОВ, также дети побывали возле доски почета . Ребята на городском стадионе совершили «Забег памяти». Воспитанники пробежали дистанцию в честь своих прадедов, воевавших в ВОВ

              Важное направление системы взаимодействия – это работа с родителями воспитанников. Сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей.

Цель моей работы с родителями я определила как просветительскую, т.е. познакомить родителей с русской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому были выбраны следующие формы работы с родителями:

1 Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие;

2. Папки-передвижки, информационные стенды – «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников» и т.д.;

3. Проведение совместных выставок сотворчества с детьми – «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Портрет любимой мамочки», «Мой папа - солдат»; «День победы», "Родословная семьи"

       В течение года организовывала и проводила акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», конкурс кормушек и скворечников.

       Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

       Сейчас ,с приходом новых детей, работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей будет продолжаться. Малыши с интересом рассматривают мини-музей русского быта, а также уже познакомились с достопримечательностями города Лебедянь. Начала знакомить детей с русскими народными праздниками и традициями русского народа. Работу по привитию у малышей любви к малой и большой Родине обязательно продолжу, чтобы вырастить достойных патриотов России.

       Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Духовно-нравственное воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МБДОУ д\с №1 г.Лебедянь
Дата публикации: 28.11.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Тюрина Н. Н. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через историю родного края" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/125538-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-istoriyu-rodnogo-kraya (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию