Патриотическое воспитание дошкольников посредством песни
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством песни
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. На музыкальных занятиях воспитание патриотизма происходят через эмоционально-чувственное восприятие, переживание произведений музыкального и изобразительного искусства. Различные виды деятельности, такие как слушание музыки с рассматриванием соответствующих картинок, хоровое или ансамблевое исполнение песен, знакомство с творчеством русских композиторов, знакомство с традиционной культурой и праздниками народного календаря.
Все это является основой приобретения детьми таких ценных качеств, как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к своей малой Родине, краю, Отечеству. В процессе изучения патриотических песен, русских обрядов, светских праздников, праздников народного календаря воспитываются в молодом поколении очень ценные качества, которые во все времена отличали русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание. Все это приобщает детей к великим ценностям: к сохранению народных традиций, духовности, патриотичности, а самое главное – дети определяют свое национальное самосознание.
В детском саду со стороны педагогов отводится немало времени на патриотическое воспитание детей : это беседы о родной стране, наблюдение за природой родного города, чтение сказок. Разучивание пословиц и поговорок русского народа, привлечение детей к общественно-полезному труду. А так же немало проводится праздников и мероприятий спортивного характера, развлечений в стиле народной сказки, праздников народного календаря, таких как «Масленица», «Рождественские Святки», театр «Вертеп», весенний праздник «Благовещенье» и любимый всеми праздник «8 марта».
Упомянутые праздники народного календаря имеют немаловажное значение в деле воспитания гражданских, патриотических чувств у детей с раннего возраста. Ведь песня является целевым ориентиром воспитательной работы – это эмоциональная отзывчивость к красоте, проявление интереса и желания заниматься продуктивными видами деятельности. Это тот генетический код, который заложен в каждом из нас с самого рождения. Это наши традиции, наша культура.
Но сегодня, особенно хочется остановиться на таких мероприятиях, как «День России» (летний праздник, «День Российского флага», «День защитника Отечества», «День Победы», которые самым непосредственным образом формируют у детей патриотические чувства и настроения. В основу этих праздников ложится разучивание тематических песен: «Слава Армии родной», «Бравые солдаты», «Буду в Армии служить», «Россия – родина моя», «Праздник Победы», «Катюша», «Вечный огонь». Уже само название песен несет в себе определенную смысловую нагрузку и свой патриотический код. Формирует у детей активное положительное отношение к славному подвигу и службе защитников нашей Родины - воинам Российской армии. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными, ловкими и смелыми.
Особенно проявили себя дети в едином порыве в патриотических чувствах к своей Родине и флагу на празднике «День Российского флага». Под песню Олега Газманова «Россия вперед», дети исполняли флешмоб с флажками, торжественно вносили флаг России и чувствовался их особый душевный подъем и гордость за нашу страну. На тексте «. Россия, Россия, в этом слове огонь и сила. В этом слове Победы пламя, поднимаем России знамя…», дети подпевали на флешмобе, так их тронули эти слова, хотя песню мы с ними не учили.
С не меньшим удовольствием дети поют песни военных лет. Это наша летопись истории, наша память о тех годах лихолетья, что пришлось пережить всей страной. Прежде, чем разучить песню, с детьми ведутся беседы на тему военных лет, рассказывается смысл текстов песен, о чем они. Праздники дополняются возложением цветов к памятнику неизвестного солдата. Был случай, когда там, у памятника, после возложения цветов, дети по своему желанию запели песню «Катюша». Это показатель того, что дошкольники проникаются до глубины души, патриотическими чувствами к павшим воинам, к исторической правде своего народа. Так песня может воспитывать гражданские, нравственные и патриотические чувства.
Но ведь не только песни военных лет характеризуют патриотические чувства и настроения. Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование песен при ознакомлении детей с образом Родины. Это могут быть песни : о ее природе, богатстве, просторах, о людях здесь живущих. Такие песни раскрывают красоту, полноту, необъятность нашей огромной страны. Вызывают чувство нежности и гордости. Такие песни привлекают внимание детей. Делают их добрее, послушнее, воспитывает чувство терпимости и дружелюбия. Написаны они, как правило, в мажорных тонах, умеренных темпах. Когда дети поют песню «У моей России длинные косички, у моей России светлые реснички.», то каждый ребенок унифицирует себя со своей Родиной, как единое целое и нераздельное, ассоциирует Россию со своим любимым человеком - мамой. Ведь для ребенка - дошкольника Родина – это мама, дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Образ России и мамы тоже воспитывает в ребенке нежные патриотические чувства. Чувство любви и сопричастности ко всему окружающему. Дети осознают, что все это богатство: и мир и маму и дом и друзей, надо беречь и никому не давать в обиду. И это закаляет их характер, как маленького человека, любящего свою малую Родину, имеющего представление о своей стране, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Она – песня, несомненно, воспитывает истинного патриота своей Родины – России!
Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами детского сада, через его музыкальную часть, через разучивание тематических песен, и проведение соответствующих праздников дало свои ощутимые результаты, что видно на примерах. Песни подобного характера прочно вошли в быт детей и заняли значительное место в их жизни. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством песни // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/125625-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-pesni (дата обращения: 22.12.2024)- Гражданская оборона - умей себя защитить
- Использование интерактивных форм проведения занятий в целях реализации компетентностного подхода
- Бумажная флотилия
- Грибы. Перспективное планирование
- Влияние родительских установок на развитие детей
- Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала
- Пластическое интонирование