Статья "Коррекционно-педагогические ресурсы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР"
Коррекционно-педагогические ресурсы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР
М.А. Матанцева, учитель-дефектолог,
МБДОУ-детский сад компенсирующего вида
«Центр «Радуга»
Одной из основных задач в современной системе образования является развитие мышления, так как оно считается высшим познавательным процессом, обеспечивающим успешность человека в различных сферах его жизни, от познавательной и коммуникативной деятельности до учебной и трудовой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей есть значительные возможности для развития своего мышления. Так как они скоро будут сталкиваться с обучением в школе, им требуется зрелость определенных психических функций, таких как память, внимание и мышление. Особое значение приобретает здесь словесно-логическое мышление, которое развивается на базе более простых видов мышления.
В своих исследованиях И.Т. Морозова и О.Д. Яцук определили методы и средства развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Известно, что на уровень мышления детей с ЗПР могут влиять: развитие внимания, опыт общения с окружающим миром, уровень развития речи, степень сформированности регуляторных механизмов.
В связи с этим в коррекционно-развивающем процессе необходимо учитывать общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР, такие, как:
несформированная поисковая и познавательная мотивация, неспособность построить схему работы, невысокий уровень мыслительной активности, шаблонность.
Своевременное формирование и развитие логических операций, стимулирование интеллектуальной активности и оптимизация мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития изменяют развитие познавательной сферы дошкольников и создают условия для успешного освоения знаний в процессе школьного обучения и социализации.
Учитывая специфику и особенности словесно-логического мышления, можно обеспечить ускорение развития мышления в этом направлении, если будут созданы организационно-педагогические и коррекционно - развивающие условия. С этой целью нами разработана Технологическая карта «От стимулирования интеллектуальной активности к оптимизации логической сферы старшего дошкольника с ЗПР», которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: банк разнообразных упражнений и игр, направленность коррекционно-педагогических техник, баланс инициатив взрослого и ребенка, индикаторы успешности ребенка как коррекционно - развивающие ресурсы развития словесно-логического мышления у детей.
Реализация Технологической карты предусматривает выполнение Инструкции:
- только через игру у детей с задержкой психического развития происходит более легкое развитие познавательного интереса к результатам своей деятельности, активизируется речь в процессе решения проблемных задач;
-важно не количество игр, а их повторяемость, последовательность, постепенное усложнение и возможность ребенка самостоятельно искать решение задачи;
- включение упражнений для развития всех видов мышления, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и абстракция;
- в процессе формирования аналитико-синтетической деятельности ребенка следует научить его выделять элементы объекта (признаки) и объединять их в единое целое;
-в процессе формирования мыслительных операций (сравнения, классификации, обобщения, сериации, аналогии) необходимо научить детей использовать уже имеющиеся знания об объектах и применять их в новых ситуациях;
- при сравнении предметов и явлений важно сначала выявлять различия между ними, а затем обращать внимание на их сходства;
-необходимо обратить внимание детей на скрытые свойства предметов, которые нельзя сразу увидеть (например, при сравнении персика и абрикоса можно увидеть общий признак - они относятся к понятию «фрукты»);
-классификацию можно осуществлять по определенному признаку, начиная с доступных детям (название, цвет, форма, величина) и затем переходя к другим признакам;
- предусматривать выбор игровых и занимательных заданий, в которых наиболее активно осуществляется речевая деятельность ребенка;
- помнить, что связь между словом и образом является основой для развития словесно-логического мышления;
- учитывать последовательное увеличение сложности заданий в составе упражнений;
- обеспечивать чередование более сложных заданий с более легкими, чтобы ребенок мог повысить уверенность в своих способностях и быть готовым к дальнейшей работе;
- помнить, что сложность упражнений должна соответствовать возможностям ребенка.
Кроме того, в процессе реализации Технологической карты обозначена необходимость интеграции слаженных совместных действий воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя в формате выполнения следующих функций: учитель-дефектолог - определяет направление работы по формированию мышления с группой детей и с каждым ребенком, так как он является ведущей фигурой; учитель-логопед продолжает формировать психологическую базу речи, включая дидактические игры на развитие речи в соответствии с изучаемым понятием; воспитатели продолжают через совместную деятельность в режимных моментах расширять и закреплять достигнутые умения и навыки детей и включать их в практическую деятельность; музыкальный руководитель через разнообразную музыкальную деятельность помогает осознать полученные знания; родители создают условия для развития у ребенка словесно-логического мышления в условиях семьи, выполняя рекомендации специалистов. Включение семьи в процесс формирования словесно-логического мышления у ребенка с ЗПР предусматривает применение современных форматов сотрудничества: очные, онлайн - практикумы, рабочие тетради для родителей со ссылками на интересные игры, в которые можно поиграть с детьми дома с рекомендациями по их использованию через Q- коды, презентации по обучению игре в русские шашки. Уверены, что совместное общение сближает родителей и детей, вдохновляет их на совместные игры в условиях семьи.
Список литературы
1.Агаева Е. Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 1. — с. 38–40
2. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР / Л. Н. Вахрушева // Концепт. – 2016. – № 20. – 7–11с.
3. Екжанова А. Е., Стребелева А. С. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. М. 2009.
4. Заика, Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е.В. Заика //Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 18–22.
5. Кудакаева, Е. Г. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки / Е. Г. Кудакаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 261-262.
6. Лебедева, С. А. Развитие логического мышления у детей / С. А. Лебедева. – Москва : Илекса, 2009. – 244 с.
7. Мисуна С. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. -2005 — № 8–48–52 с.
7.Чадная, Е. А. Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений / Е. А. Чадная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 70-73.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Матанцева М. А. Статья "Коррекционно-педагогические ресурсы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/126662-statya (дата обращения: 21.03.2025)- Как повысить иммунитет ребенка
- Волевая готовность к школьному обучению
- Картотека речевых игр
- Знатоки природы
- Права ребёнка
- Рекомендации родителям «Если ребенок ведет себя агрессивно»
- Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность