ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
Куклина Т.В., Сытина Н.В.,
музыкальные руководители
МБДОУ гор. Иркутска
Детского сада №142
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием условий жизни и воспитания, поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, ее активное развитие. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций. Активизация собственного опыта, образное погружение в него, анализ своих переживаний и чувств в игровой форме помогут ребенку лучше чувствовать музыку.
Музыка - искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах. «Музыка прежде всего - путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», - писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов. Знакомя ребенка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственные ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и с другими людьми.
Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- наличием соответствующего музыкального репертуара;
- регулярной совместной деятельностью педагога с детьми (слушание музыки и беседы о ней).
Условия реализации методики:
- Методика реализуется педагогом, который устраивает совместное с детьми слушание музыки и беседы о ней в течение дня. Задача музыкального руководителя - оказать педагогу помощь в создании фонотеки и использовать обогащенный опыт детей на музыкальном занятии, закрепляя его в разных видах музыкальной деятельности.
- При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями:
- эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
- богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
- особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.
- наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
- наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
- наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
- длительность звучания (до 5-7 минут);
- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
- качество аудиозаписи.
- Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного эмоционального переживания в музыке: у него должен быть опыт переживания этого эмоционального состояния.
- В процесс е слушания музыки с детьми обязательно стремиться к соблюдению следующего алгоритма (пошаговой организации данной деятельности).
- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу!
- Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
- Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в деятельности - игровой, художественной, двигательной.
- Целесообразно устраивать слушание музыки с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий.
Этапы педагогической методики
1 этап. Выбираем музыкальные произведения и формы совместной деятельности с детьми с целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах.
2 этап. Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах. Это должно подготовить детей к слушанию музыки и расширить их опыт.
3 этап. Проводим цикл занятий по слушанию музыки с детьми и беседы о ней.
1 этап
В соответствии с разработанными критериями рекомендуется использовать следующие музыкальные произведения для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах.
1. Радость. П. Чайковский «Итальянская песенка»; С. Прокофьев «Симфония №21 "Классическая" (1 часть)» - отрывок; «Шутка» И. Баха
2. Печаль. П. Чайковский «Болезнь куклы», «Осенняя песня».
З. Тревога. Л. Бетховен «Симфония № 5 (l часть)» - отрывок, С. Прокофьев «Полночь» из балета «Золушка»
4. Страх. М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках (Баба Яга)»; П. Чайковский, сцены из балета «Щелкунчик».
5. Гнев. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт» - отрывок; П. Чайковский, музыка из балета «Щелкунчик» - «Мышиный король»).
Также для обогащения эмоционального опыта детей рекомендуется прослушивание сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных», где каждый отрывок выражает самые разнообразные настроения и чувства. Например:
Вступление и Королевский марш льва: гордая уверенность, величественность, торжественность, суровость, серьезность, грозная поступь.
Курицы и петухи: суетливость, торопливость, беспокойство.
Дикие ослы: тревожность.
Черепахи: печаль, неторопливость, спокойствие, сдержанность, нежность, легкость.
Слон: уверенность, удовольствие.
Кенгуру: волнение, беспокойство, прыжки.
Аквариум: покой, легкость, уравновешенность, ожидание, предчувствие чего-то хорошего, волшебного, гармония, комфортность, забота, ласка, счастье, любовь.
Персонажи с длинными ушами: тоска, маета, капризное настроение, плохое самочувствие.
Кукушка: обида, горькое одиночество, тяжесть, сердитое настроение.
Птичник: радость, веселье, игривость, живость, подвижность, восторженность, улыбки, смех.
Пианисты: терпеливость, собранность, нацеленность на результат труда, успех, волевое настроение.
Ископаемые: торжественная суета, отдых, расслабленность, радость общения и совместной деятельности, дружеские чувства.
Лебедь: тоска, грусть, мечтательная задумчивость.
Финал: праздник, радостное веселье, подвижность, стремительность, доброта.
2 этап
Индивидуальная работа с детьми проходит согласно определенной логике:
- Дети рассматривают картинки с изображением детей и взрослых с ярко выраженными эмоциональными состояниями и проявлениями людей. Затем с детьми проводится беседа по картинкам.
Примерный круг вопросов:
- Скажи, пожалуйста, кто изображен на картинке?
- Как он (они) себя чувствует(-ют)? Почему ты так решил?
- А ты когда-нибудь испытывал такие чувства? Расскажи, пожалуйста, что это был за случай.
- Что делают( -ет) изображенные на картинке люди?
- С каким настроением они это делают? Почему, как тебе кажется?
- Как ты догадался об этом?
2. Через некоторое время с ребенком проводится беседа по проблемным (более сложным) вопросам:
- Если у твоего друга плохое настроение, как ты об этом догадаешься?
- Когда твоя мама улыбается, как она себя чувствует? Какое у нее настроение?
- Когда человек плачет, значит, у него что-то случилось. Как ты думаешь, что именно?
- Что ты чувствуешь, когда слышишь страшную сказку?
- А когда тебе читают или рассказывают смешную, забавную историю?
- Когда ты ждешь папу с работы, что ты испытываешь?
- А когда тебе не купили мороженое, а очень хотелось?
- А когда дарят подарки, о которых ты мечтал?
3. Затем можно предложить детям несколько музыкально-дидактических игр, направленных на развитие представлений о различных эмоциях, чувствах, переданных в музыке.
«Солнышко и тучка»
Ребенок получает три карточки: на одной изображено сияющее солнышко; на другой - солнышко, чуть прикрытое тучкой (спящее); на третьей - тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: радостному, спокойному, грустному. Ребенок также получает прямоугольную карточку из картона, разделенную на три квадрата двумя вертикальными линиями.
Ребенку дают послушать три музыкальных произведения и поочередно определить характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.
«Человечки»
Ребенку предлагаются вырезанные из картона человечки с разными выражениями лица (радость, грусть, гнев и т. д.). В процессе слушания музыкальных произведений ребенок выбирает того человечка, чье настроение совпадает с характером музыкального произведения.
«Так бывает у меня?»
Ребенку предлагается послушать музыкальный отрывок и определить, какое настроение оно иллюстрирует. После рассуждений о музыке, ее характере дошкольнику нужно вспомнить случай из жизни, когда он переживал нечто похожее. Произведение ставится несколько раз, чтобы помочь ребенку припомнить ранее испытанные чувства и настроения.
«Весело - грустно»
Детям раздают по одной карточке, разделенной на три квадрата: в первом квадрате изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; во втором - со спокойным, нейтральным выражением лица; в третьем - с грустным. Им также раздают по три фишки с цифрами 1, 2, 3. Дети слушают пьесы веселого, грустного и спокойного характера и с помощью зрительного ориентира определяют характер каждой из них (закрывают фишкой в каждом из квадратов изображение, соответствующее музыке). Педагог просит ребенка объяснить свое решение.
4. Музыкально-игровые импровизации. При прослушивании отрывков из музыкальных произведений ребенку предлагается самостоятельно изобразить с помощью мимики, жестов, любых движений музыкальный образ, его эмоциональное состояние, настроение. Для этого лучше использовать сюиту «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
Предложите детям также поиграть в следующие игры.
«Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (используйте музыку из «Детского альбома» П. И. Чайковского).
«Баба Яга». Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает (используйте музыку А. Лядова «Баба Яга»),
«Золушка». Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца и к тому же потеряла свою туфельку. (Используйте музыку С. Прокофьева к одноименному балету.)
5. Театрализованные игры-этюды.
«Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу - «Тише!» Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови поднимаются.
«Лисенок боится». Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Затем имитировать стряхивание капелек воды.
«Один дома». Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?
«Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
«Новая девочка». В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был повязан большой бант. Девочка считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными своего внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.
«В лесу». Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? Он вроде бы слышит какой-то шорох, потрескивание веток - а вдруг это медведь? Но тут ветки раздвинулись, и мальчик увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой!
«Что было бы, если бы ... » Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у персонажей которой отсутствуют лица. Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей в данном случае и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить выражения лица персонажа: что было бы, если бы оно стало веселым, грустным и т.д.?
Можно разделить детей на подгруппы по количеству эмоций и предложить разыграть данную ситуацию.
«Назовите похожее». Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает ее сам), а дети вспоминают слова, которые обозначают эту эмоцию.
Вопросы при обсуждении: по каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно определить ее? Трудно ли было понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
Последние две игры использовать можно в качестве промежуточной диагностики.
Педагогу важно обратить внимание на сформированность умения правильно определять и передавать эмоциональные состояния, при помощи различных выразительных средств.
3 этап
На этом этапе взаимодействие с детьми направлено на углубление представлений о каком-нибудь одном чувстве или эмоциональном переживании и проводится как в коллективной, так и в индивидуальной форме. Структура такого взаимодействия с дошкольниками совпадает с логикой обогащения детских представлений. Так, совместная деятельность с детьми должна включать: вводную беседу, прослушивание музыкального произведения, последующую беседу с рассматриванием ассоциативных картинок, повторное прослушивание музыки, диагностическую игру, цель которой - установить, насколько обогатились представления у детей об эмоциях и чувствах.
Можно попросить ребят запечатлеть в живописи их понимание данной эмоции, выраженной в музыке. Рисунки будут служить своеобразным эмоциональными и смысловыми знаками прослушанного произведения.
Литература:
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2010. -650 с.
- Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова Е.Н. и др., науч. рук. Асмолов А.Г.; рук. Авт. Коллектива Федина Н.В. Успех. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2012. – 240с.
- Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сытина Н. В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/128934-pedagogicheskaya-metodika-obogashcheniya-predstavlenij-ob-emotsiyakh-i-chuvstvakh-u-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-muzyki (дата обращения: 06.12.2025)
