Консультация
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
" Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Василий Александрович Сухомлинский
Проблема нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. С каждым годом мы наблюдаем, что у современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны
Материальные ценности стали преобладать над духовными. Современные дети мало знают о родном городе, о своей стране, особенностях народных традиций. Они часто равнодушны к близким людям, товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Это связано с тем, что в последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям.
Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, а в первую очередь в детях - чувство патриотизма и гражданственности. Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента (который на длительное время пропал из системы образования) назад, чтобы у подрастающего поколения формировались правильные ценности и личностные качества.
ФОП определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Следовало бы особо выделить проблему развития «патриотического сознания»
Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДУ. Ведь ДОУ – самое первое звено в системе образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Главная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны:
- высокая восприимчивость,
- легкая обучаемость,
- безграничное доверие взрослым,
- стремление подражать им,
- эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему
Дадим определение словам:
Патриот — человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите
Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Цель нравственно- патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитание у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формированию них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;
Но эти качества не возникают у детей сами по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. - Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую Родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно
Система и последовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
«Моя семья»
Мир ребенка начинается с его семьи, где впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Начиная с самого младшего возраста наша задача прививать детям чувство гордости за свою семью; воспитывать любовь к родному дому; учить внимательнее относиться к событиям в своей семье, интересоваться делами и традициями родного очага. Организованная деятельность: Знакомство с составом семьи. Оформление семейного альбома. Изучение своей семьи, семейных традиций, составлению своей родословной – все это составные семейного воспитания.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому. Все это закладывается в семье. Это прогулки, наблюдения, кормление птиц зимой, ухаживание за домашними питомцами.
«Мой детский сад»
Формирование желание посещать дошкольное учреждение, встречаться с друзьями; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; прививать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь; учить запоминать дорогу к детскому саду, его адрес; воспитывать желание поддерживать порядок в своей группе, на своей площадке. Воспитание уважения к труду.
«Мой родной город»
Познакомить детей с их малой Родиной, городом в котором они живут, с его историей, достопримечательностями. Воспитывать у дошкольников уважение к людям различных профессий, работающих в городе; дать представление о транспорте города, его природе; прививать интерес к историко-культурному наследию своего народа. Естественным требованием к содержанию патриотического воспитания детей является в него: культурно - исторического, духовно – нравственного, краеведческого компонентов, а также знания истории и богатейших традиций Отечества
«Моя страна»
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). В течение многих лет одной из ведущих тем работы по патриотическому воспитанию является тема «Россия – Родина моя». Здесь особая роль отводится знакомству с символами государства (герб, флаг, гимн).
«Традиции»
Развивать у детей художественный вкус, творческие способности; воспитывать чувство гордости и восхищения к своей малой Родине с помощью традиций русского народа; прививать интерес к культурным ценностям своего и других народов.
Живой интерес вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам «День защитника Отечества»; «День Победы»). В знак благодарности дети своими руками готовят открытки, сувениры. Эти мероприятия воспитывают у детей чувства гордости за свою Родину.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Знакомство с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда – то частью быта и труда русского народа, мы даем детям возможность познакомиться с историей, укладом жизни. «Широкая масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки».
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Слушать музыку, песни, танцы, читать литературу - все это должно вызывать эмоциональный отклик, позволять узнавать традиции, обычаи других народов.
Работа с родителями.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимо тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, в вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась простыми беседами, консультациями, необходимо вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в проектах, конкурсах,выставках).
Патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие — эффективный способ формирования у детей чувства любви к родине, гражданской ответственности и уважения к культурному наследия.
Ниже представлены современные подходы к реализации этой цели:
1. Исследовательская деятельность
- Описание: Создание условий для самостоятельного исследования детьми своей страны и её традиций.
- Пример: Организация исследований по теме «Моя страна» или «Мой край», где дети могут собирать информацию о своих родных местах, изучая карту, знакомясь с природой и историей региона.
2. Познавательные игры и квесты
- Описание: Интерактивные игры и квесты, направленные на изучение культуры, истории, географии страны.
- Пример: Проведение квеста «По следам великих людей», где дети обнаруживают факты из жизни известных личностей, связанных с их страной.
3. Тематические занятия и мастер-классы
- Описание: Проведение уроков и мастер-классов на патриотические темы, объединяющих знание и творчество.
- Пример: Занятия по изготовлению традиционных народных ремесел, где дети учатся создавать изделия, характерные для культуры своего региона, и знакомятся с их историей.
4. Проекты «Одна страна – одна семья»
- Описание: Создание коллективных проектов, в которых дети работают вместе, исследуя темы, связанные с их страной, её символикой и историей.
- Пример: Проект «Символы нашей страны»: дети исследуют флаги, гербы, гимны, создают макеты этих символов.
5. Экскурсии и виртуальные путешествия
- Описание: Экскурсии в местные музеи, памятники, выставки; если невозможно провести выезд, используются виртуальные экскурсий.
- Пример: Виртуальный тур по историческим местам или музеям, где детально рассказывается о значимых событиях и личностях.
6. Использование мультимедийных ресурсов и Применение современных технологий
- Описание: Использование интерактивных и цифровых технологий для изучения истории и культуры.
- Пример: Работа с образовательными платформами и приложениями, где дети могут выполнять задания на тему своей страны, участвовать в викторинах и тестах.
- Описание: Применение видеофильмов, мультфильмов и образовательных приложений для познавательного изучения культуры и истории.
- Пример: Просмотр и обсуждение мультфильмов на патриотическую тематику или документальных фильмов о природе и культуре своей страны.
7. Праздничные и культурные мероприятия
- Описание: Интеграция патриотического воспитания через участие в праздниках и культурных событиях.
- Пример: Организация мероприятий, посвященных национальным праздникам, где дети могут показывать свои знания о культурных традициях, участвуя в конкурсах и соревнованиях.
8. Участие родителей и семьи
- Описание: Вовлечение семьи в процесс познавательного развития через патриотическое воспитание.
- Пример: Проведение семейных познавательных мероприятий, где родители могут делиться своими знаниями о районе, стране и ее культуре.
9. Формирование критического мышления
- Описание: Стимулирование детей к обсуждению и анализу информации о своей стране и культуре.
- Пример: Проведение бесед на темы «Что значит быть патриотом?» или «Почему мы любим нашу страну?», где дети могут высказать свои мысли и чувства.
Эти подходы обеспечивают комплексный подход к патриотическому воспитанию, объединяя познавательные и эмоциональные аспекты. Они помогают детям не только узнать больше о своей стране, но и развить сострадание, уважение и гордость за свою культуру и традиции.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Карамышева Ю. В. Консультация // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/130758-konsultatsiya (дата обращения: 05.12.2025)
