Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Содержание предметно-пространственной среды

Содержание предметно-пространственной среды

Воспитывающая среда это больше, чем просто мебель и игровое

оборудование. Это и люди, которые окружают ребенка, и события, деятельность, в которых он участвует. На основе этого можно выделить три основных компонента воспитывающей среды: предметно-пространственная, социально- коммуникативная и информационная среда.

Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей

разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также

возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для

него условия;

  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна

соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения

и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Примерная рабочая программа воспитания предусматривает, что среда

должна отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО. Она должна быть экологичной и безопасной, гармоничной и эстетически привлекательной. Среда в детском саду должна погружать детей в культуру России, знакомить с особенностями региональной культурной традиции. У детей должна быть возможность общаться, играть, познавать новое, экспериментировать, посильно трудиться, приобщаться к здоровому образу жизни.

Социально-коммуникативная среда. Культура поведения взрослых в

детском саду - одна из составляющих воспитывающей среды. Именно от того, как педагоги взаимодействуют с детьми, родителями, коллегами, во многом зависит эффективность воспитательной работы.

Информационная среда. С помощью компьютерных технологий можно создать педагогическую литературу и демонстрационные пособия. Таким образом, информационная среда в ДОО включает не только привычный бумажный формат обучающего материала, но и цифровые демонстрационные материалы в высоком качестве: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи, онлайн-трансляции с камер по всему миру и из космоса. Реализовать работу по нравственно- патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.

Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада

позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и

способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать

интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно

обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста - уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Целесообразно изготовить дидактические пособия по нравственно-

патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда

узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным

сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и

фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности можно

превратить в настоящие творческие мастерские.

Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к еѐ поиску. С этой целью в

старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал:

лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, еѐ символов. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.)

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им

возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого.

Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.

Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе можно

организовать музыкально-театральные уголки, в которых подобраны

соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных

персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.

Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с

записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

Для нравственно-патриотического воспитания нужно пополнять уголок

патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.

Необходимо накапливать методический материал по

патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьѐй.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и

длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и

вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется

систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах

деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной

край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к

защитникам Отечества», «Москва - столица нашей Родины».

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.

Работу по патриотическому воспитанию можно продолжать на кружковых занятиях. На занятиях по физическому развитию разучивать подвижные народные игры, по музыкальному развитию - русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности знакомить детей с разными видами народной росписи.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель
Соавтор: Каразан Алеся Сергеевна
Воспитатель МБДОУ детский сад "Кирпичики" АМО СО
Дата публикации: 16.11.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Каразан А. С. Содержание предметно-пространственной среды // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/131549-soderzhanie-predmetno-prostranstvennoj-sredy (дата обращения: 09.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию