Содержание предметно-пространственной среды
Содержание предметно-пространственной среды
Воспитывающая среда это больше, чем просто мебель и игровое
оборудование. Это и люди, которые окружают ребенка, и события, деятельность, в которых он участвует. На основе этого можно выделить три основных компонента воспитывающей среды: предметно-пространственная, социально- коммуникативная и информационная среда.
Согласно требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для
него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна
соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения
и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Примерная рабочая программа воспитания предусматривает, что среда
должна отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО. Она должна быть экологичной и безопасной, гармоничной и эстетически привлекательной. Среда в детском саду должна погружать детей в культуру России, знакомить с особенностями региональной культурной традиции. У детей должна быть возможность общаться, играть, познавать новое, экспериментировать, посильно трудиться, приобщаться к здоровому образу жизни.
Социально-коммуникативная среда. Культура поведения взрослых в
детском саду - одна из составляющих воспитывающей среды. Именно от того, как педагоги взаимодействуют с детьми, родителями, коллегами, во многом зависит эффективность воспитательной работы.
Информационная среда. С помощью компьютерных технологий можно создать педагогическую литературу и демонстрационные пособия. Таким образом, информационная среда в ДОО включает не только привычный бумажный формат обучающего материала, но и цифровые демонстрационные материалы в высоком качестве: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи, онлайн-трансляции с камер по всему миру и из космоса. Реализовать работу по нравственно- патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах детского сада
позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать
интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно
обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста - уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста созданы уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.
Целесообразно изготовить дидактические пособия по нравственно-
патриотическому воспитанию детей : план города, на котором дети без труда
узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным
сказкам; макеты климатических и природных зон с представителями флоры и
фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности можно
превратить в настоящие творческие мастерские.
Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к еѐ поиску. С этой целью в
старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал:
лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, еѐ символов. С целью пополнения развивающей среды приобретаются настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.)
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им
возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого.
Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе можно
организовать музыкально-театральные уголки, в которых подобраны
соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных
персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.
Музыкальным руководителем детского сада собирается фонотека с
записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.
Для нравственно-патриотического воспитания нужно пополнять уголок
патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию.
Необходимо накапливать методический материал по
патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьѐй.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и
вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется
систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах
деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной
край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к
защитникам Отечества», «Москва - столица нашей Родины».
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.
Работу по патриотическому воспитанию можно продолжать на кружковых занятиях. На занятиях по физическому развитию разучивать подвижные народные игры, по музыкальному развитию - русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности знакомить детей с разными видами народной росписи.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Каразан А. С. Содержание предметно-пространственной среды // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/131549-soderzhanie-predmetno-prostranstvennoj-sredy (дата обращения: 09.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2740 пользователей.
Отзывы
