Педагогический проект "Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропсихологических игр и упражнений"
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) довольно часто наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия и скоординированности движений мелкой и общей моторики.
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов в логопедической работе, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу речевых компонентов.
В настоящее время современные науки, изучающие вопросы сопровождения развития ребенка с ТНР, в качестве приоритетной стратегии развития определяют междисциплинарное взаимодействие. Результатом чего стало активное использование учителями-логопедами в работе с детьми не только классического психолого-педагогического подхода в коррекции нарушенных и недоразвитых функций, но и использование инновационных приёмов и технологий.
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру первичных и вторичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.
В своих исследованиях Т.Г. Визель неоднократно отмечает продуктивность нейропсихологического подхода в работе с детьми с ОНР. Применение нейропсихологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет активизировать компенсаторные силы, и изменять психику ребенка «в сторону активизации поиска обходных путей выхода из безречия» [4, с. 102].
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Одной из наиболее эффективных технологий работы, позволяющих получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствующих эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей является нейропсихологическая коррекция.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Анисимова М. С. Педагогический проект "Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством нейропсихологических игр и упражнений" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/131752-pedagogicheskij-proekt-formirovanie-zvukoproiznositelnoj-storony-rechi-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-posredstvom-nejropsikhologicheskikh-igr-i-uprazhnenij (дата обращения: 06.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1665 пользователей.
Отзывы
