Как осуществлять контроль за речью детей
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один ребенок говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетаний слов. А затем спрашивает: «Как лучше сказать?» И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты можешь правильно сказать, попробуй».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, время ограничено и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально. К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово малыш не произнесет и это вызовет смех у остальных. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и снижение количества фонетических и лексико-грамматических ошибок возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Василенко Ю. С. Как осуществлять контроль за речью детей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/20688-kak-osushchestvlyat-kontrol-za-rechyu-detej (дата обращения: 21.11.2024)- Персональный сайт воспитателя как средство формирования и повышения уровня ИКТ - компетентности
- Развитие мелкой моторики как эффективный способ развития речи и подготовки руки дошкольника к письму
- Огород на окне
- СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАМНЕЙ МАРБЛС
- Один день из жизни детского сада
- Использование метода мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей
- Играя, развиваемся
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2910 пользователей.
Отзывы