Волшебное оригами
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида
№ 104 «Аленький цветочек» Г. Вологда
План кружковой работы
художественно – эстетического направления
на 2014 -2015 учебный год в старшей группе №11
«Волшебное оригами»
Воспитатель: Лазарева С. Г.
Актуальность кружка «Волшебное оригами» .
Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Кружок «Волшебное оригами» разработан для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данного кружка. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное значение.
Важность развития руки отмечал Кант «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому можно сказать, что в оригами, как образовательном процессе, комплексно присутствуют : интеллектуально-познавательные составляющие (логические и технические, развивающие техническую изобретательность); эстетические и художественно-изобразительные(развивающие художественную одаренность); досуговые и социально-адаптированные составляющие.
Оригами комплексно выполняет основные функции в области педагогики в отношении категорий «учить» (знать, уметь) и «владеть» (знания, умения, навыки), «развивать» и «воспитывать».
Оригами, как игра, вносит в образовательный процесс:
мир общения (восприятие, самовыражение, поведение, интеллект, коммуникативность);
мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);
мир науки техники, технологии (творчество, логика, экология природы).
Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.
Цель и задачи кружка.
Цель кружка: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями( круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.) и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сетка занятий и режим работы кружка «Волшебное оригами» в старшей группе.
Режим работы: Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 25минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Количество занятий
в неделю в месяц в год
1 4 (в январе 2) 30
Методы, используемые на занятиях кружка:
- словесный метод (беседа, рассказ, сказка);
- наглядный метод (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Форма занятий - тематическая совместная деятельность.
Отличительные особенности данной программы:
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Описание ценностных ориентиров содержания программы:
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Формирование
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;
- умеет украсить свою поделку, добавляя недостающие детали;
- выполняет коллективные работы;
- по образцу изготавливать несложные поделки.
Критерии диагностики уровня развития детей
Ребенок: 1Самостоятельно изготовляет и знает основные базовые формы оригами «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;
2 Умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, проявляя фантазию
3 Умеет работать коллективно
4 Умеет по образцу изготавливать несложные поделки.
Уровни развития:
Высокий - соответствует заданным критериям
Средний - справляется частично
Низкий - не справляется с заданием
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
План работы кружка «Волшебное оригами».
№ Тема Цель Материал Литература
Октябрь
1 Знакомство детей с искусством оригами Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Показать детям выполненные работы. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
2-3 Основные термины и элементы складывания Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д), обогащать словарь специальными терминами. Показать простые приёмы складывания квадрата, используемые в работах. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
4 Осенний букет Учить складывать квадрат по диагонали, разрезать на два треугольника. Учить складывать треугольник «гармошкой», хорошо проглаживая место сгиба. Квадраты разноцветной двусторонней бумаги для листьев. Веточки, клей, ножницы.
Ноябрь
1 Елочка Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
2 Дом Учить складывать квадрат пополам; прижимая нижний внутренний угол разворачивать и «расплющивать» верхний угол. Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Квадраты разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей, ножницы. «Оригами для малышей»
Е. Черенкова
3 Автомобиль Закреплять умение складывать базовую форму «Дверь», выгибать уголки наружу; воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. Квадраты разного цвета, фломастеры, клей. «366 моделей оригами» Т. Б.
Сержантова
4 Рыбка Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали; упражнять в свободном выборе цвета; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; объединяясь в пары создавать морскую композицию. Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, обрезки цветной бумаги, фломастеры Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
Декабрь
1 Снежинки Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. 12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см. Оригами для дошкольников.
С.Соколова
2 Гномик Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога. Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрез, клей, ножницы. Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
3 Новогодние украшения Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы. Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
4 Снеговик Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами. Прямоугольники (20*10; 15*7,5) белого цвета, разноцветные квадраты (7,5*7,5), клей Оригами для дошкольников.
С.Соколова
Январь
1 Зайчик Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
2 Волк Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. Два серых квадрата15*15см,10*10см,клей, заготовки для глаз и носа. Оригами для дошкольников
С.Соколова
Февраль
1 Медведь Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать
и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
2 Ёжик Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке. Оригами для дошкольников
С.Соколова
3 Лиса Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
4 Кораблик Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх
Прямоугольные листы 20*15см. Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
Март
1 Хризантема, гвоздика, тюльпан Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами. 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей. Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
2 Кукла Продолжать учить изготавливать туловище и голову отдельно из прямоугольников, сгибать прямоугольник пополам по длинной и короткой стороне; опускать верхние углы к линии перегиба, нижние уголки назад (от себя) воспитывать аккуратность, усидчивость. Разноцветные квадраты 6*6, яркие квадратики 3*3, прямоугольник 7,5*15, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
3 Щенок Складывать квадрат «треугольником», отгибать боковые уголки опираясь на схему и показ воспитателя. Квадраты коричневого, белого цвета10*10, клей, фломастеры «Оригами для малышей»
Е. Черенкова
4 Кошечка Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание. Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
Апрель
1 Курочка Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер. Оригами для дошкольников
С.Соколова
2 Тополь Закрепить умение складывать базовую форму «Дверь» и «Воздушный змей», загибать нижний уголок вверх. Продолжать учить складывать бумагу опираясь на схему. Прямоугольник коричневого цвета 4*6, квадраты зеленого цвета 10*10 «366 моделей оригами» Т. Б.
Сержантова
3 Звездочки Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность. 8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей. Оригами для дошкольников
С.Соколова
4 Ракета Продолжать учить детей самостоятельно находить середину квадрата, обозначать линии сгиба, переворачивать изделие и сгибать края гармошкой назад. Квадраты из односторонней цветной бумаги 10*10, клей
Май
1 Грачи прилетели Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей. Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
2 Бабочка Закреплять умение сгибать квадрат два раза треугольником, отгибать полученные острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. Квадраты из цветной бумаги 10*10, заготовки для глаз, ножницы, клей Оригами в детском саду.
С.Мусиенко
Г.Бутылкина
3 Моё любимое оригами. Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей. Волшебная бумага.
Н.Чернова.
4 Итоговое занятие. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Альбом, поделки в технике оригами, клей.
Программа составлена на основе:
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.
3. «366 моделей оригами» Сержантова Т. Б.
4. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В.
5. «Оригами доя малышей 200 простейших моделей» Черенкова Е.
6. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лазарева С. Г. Волшебное оригами // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/26896-volshebnoe-origami (дата обращения: 22.11.2024)- Методы и приёмы математического развития дошкольников
- Игры для развития речи
- Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- В гостях у сказки
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников
- Умный калейдоскоп
- Воспитание любви к природе у дошкольников
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3742 пользователя.
Отзывы