Тренинг для педагогов детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 38»
Тренинг
для педагогов
на сплочение коллектива
«Я + ТЫ = МЫ»
педагог-психолог
Патракова О.В.
г. Лысьва
2016г.
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Тренинг состоит из двух занятий.
Занятие № 1.
Необходимые материалы для тренинга:
• Доска
• Магниты
• Вопросы рефлексии (на каждого)
• Клубочек
• Памятка «Правила тренинга» на каждого участника
Стулья стоят полукругом
Ведущий:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем тренинг, цель которого - сплочение коллектива. Как вы думаете, что означает слово «сплочение»? (ответы участников).
Это значит, что интересы, взгляды и ценностные ориентиры членов всего коллектива совпадают; в нем преобладает атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, доверия, все связаны активной, эмоционально насыщенной совместной деятельностью, направленной на достижение значимой для всех цели.
При проведении тренинга нужно соблюдать определенные правила, познакомьтесь с ними:
-здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь);
-высказываем только свое мнение;
-внимательно слушаем друг-друга;
-не перебираем говорящего;
-уважаем мнение друг-друга;
-не оцениваем суждения других;
-активно работаем;
-придерживаемся правила «стоп» (слова ведущего «стоп», «заканчиваем» - для всех закон);
-соблюдаем конфиденциальность (все что происходит, ни под каким предлогом не выноситься за пределы группы).
-Итак, начнем наш тренинг!
Упражнения:
1. «Меня зовут...Я люблю делать вот так..»
Упражнение выполняется сидя на стульях, поставленных в круг. Каждый участник называет свое или выдуманное имя и показывает какое-либо движение со словами «Я люблю делать вот так..». Каждый последующий участник повторяет все имена и движения предыдущих участников, затем называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом, последний участник должен повторить имена и движения всех членов группы.
2. «Мы с тобой похожи»
Участники стоят в кругу. Поочередно передают друг-другу клубочек и, называя по имени, говорят: «Мы с тобой похожи тем, что... (живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)
Шеринг:
-Какие эмоции вы испытывали во время упражнения?
-Что нового и интересного узнали о своих коллегах?
(отвечают по желанию)
3. «Поменяйтесь местами, те, кто...»
Все участники, кроме ведущего сидят на стульях. По команде ведущего: «Меняются местами те, кто любит новые знакомства, считает себя общительным, и т.д.» - участники, считающие себя такими меняются местами. Ведущий стремиться занять освободившийся стул, участник, не успевший занять место, становиться ведущим.
4. «Да и нет»
–Разбейтесь на пары и встаньте напротив друг-друга. Решите, кто в вашей паре будет говорить «да», а кто «нет». Начинает игру, тот, кто говорит слово «да». Второй сразу же отвечает ему «нет». Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала, но произносить его надо по-разному тихо, громко, нежно, грубо и т.д. Можно разыграть даже небольшой спор. При этом важно, чтобы никто никого не обидел. (Все разом или по очереди?).
Шеринг:
-Вы стали спокойнее, выплеснули свои эмоции?
-Как вам было проще спорить, произнося слово «да» или «нет».
5. «Социогнистика»
-Личное пространство — это интимная территория, на которой человек чувствует себя спокойно, защищенно и комфортно. Садоводы знают: чтобы вырастить здоровое и плодоносящее растение, ему нужно отвести достаточное количество земли — это может быть 10 сантиметров на грядке или персональный горшок на окне. Цветок должен пустить корни, расправить листья, получить питание со своего клочка земли, вторжение на который может привести к его гибели. У каждого человека тоже есть личное пространство, где ему комфортно.
Ведущий вызывает первую пару:
-Встаньте пожалуйста так, чтобы вам было комфортно по отношению друг к другу.
Затем вызывается еще один человек.
-Встаньте так, чтобы вам было комфортно по отношению к каждому из них. Вам комфортно? А вам?
Правило: можно каждый раз перемещаться и фиксировать свое местоположение.
Рефлексия
Отвечают все участники тренинга (по кругу)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-Что вы чувствуете сейчас, после тренинга?
-Что было вам особенно трудно?
Занятие № 2.
Необходимые материалы для тренинга:
• Карандаш (5 шт.)
• Шарфы (5 шт.)
• 5 листов бумаги и 10 маркеров
• Лист ватмана и 3 маркера
• 2 стола
• Шашки 3-4 наб.
• Два сосуда (контейнера)
Ведущий:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим второе занятие нашего тренинга. Давайте вспомним правила (участники вспоминают, ведущий помогает).
Упражнения:
1. «Счет до десяти»
Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать до ...(сколько участников). Кто-то скажет один, кто-то два и т.д. Главное условие, каждый человек называет число один раз, называем числа не по кругу. Если двое скажут одновременно, то счет начнется сначала.
Шеринг:
-Почему группе удалось (не удалось) выполнить задание?
-Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
2. «Кто быстрее»
Участники делятся на две команды.
–Ваша задача – молча и как можно быстрее сгруппироваться и как можно быстрее построить фигуру, которую я назову.
(треугольник, ромб, угол, птичий косяк, квадрат)
Шеринг:
-Было ли трудно выполнять задание?
-Что помогло при выполнении задания?
3. «Пронеси карандаш» (участвует половина присутствующих)
Выберите пару и подойдите к черте на полу, где лежит карандаш. Возьмите его с двух сторон так, чтобы каждый и вас касался его кончика только указательным пальцем. Пронесите карандаш до конца ковра и обратно.
4. «Сиамские близнецы» (участвует вторая половина присутствующих)
Две руки каждой пары связываются шарфом. Ведущий дает в эти руки два фломастера разного цвета. Помогать свободной рукой запрещено. Тема рисунка: кошка, домик, дерево, солнышко, тучка и дождик, рыбка и др.
Шеринг для 3 и 4 упражнения:
-трудно ли было нести карандаш, рисовать вместе?
-в чем заключалась трудность?
-были споры между вами?
-одинаковое ли участие вы принимали в работе?
5. «Город-дерево-собака»
Реквизит: лист ватмана, маркеры или фломастеры, поверхность для рисо¬вания.
Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. Оценивается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность коммуницировать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов.
Рефлексия «Наполни сосуд»
-Последнее задание, возьмите, пожалуйста, по одной белой и черной фишке, перед вами два сосуда, один для черных, другой для белых фишек.
Положить можно обе фишки, можно только одну. Если вы кладете белую, то говорите, какие положительные эмоции вы испытывали, если черную, то говорите какие у вас были трудности, что вам не понравилось.
А сейчас посмотрим, какой сосуд у нас наполнился – с черными или белыми фишками. Делаем вывод.
Участники высказывают свои мнения.
Правила для участников тренинга:
-здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь);
-высказываем только свое мнение;
-внимательно слушаем друг-друга;
-не перебираем говорящего;
-уважаем мнение друг-друга;
-не оцениваем суждения других;
-активно работаем;
-придерживаемся правила «стоп» (слова ведущего «стоп», «заканчиваем» - для всех закон);
-соблюдаем конфиденциальность (все что происходит, ни под каким предлогом не выноситься за пределы группы).
Рефлексия
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
-Что вы чувствуете сейчас, после тренинга?
-Что было вам особенно трудно?
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Патракова О. В. Тренинг для педагогов детского сада // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/29982-trening-dlya-pedagogov-detskogo-sada (дата обращения: 22.12.2024)- Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности
- Что такое логическое мышление
- Методическая разработка организации проектной деятельности «7-Я» с детьми старшего дошкольного возраста
- Рука развивает мозг
- Познавательная деятельность, или почему ребенок медленно думает
- Как помочь ребёнку научиться одеваться самостоятельно
- Инновациялық технологияларды іс – тәжірибеде қолдану