Современные образовательные программы для дошкольных учреждений
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности. Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т. д.); Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).Вариативные программы могут быть основными и дополнительными. Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т. е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ. Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования. Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей. При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Баникевич О. В. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/30298-sovremennye-obrazovatelnye-programmy-dlya-doshkolnykh-uchrezhdenij (дата обращения: 22.11.2024)- Рисование мыльными пузырями
- С юбилеем, детский сад
- Чудесные превращения осеннего листа
- Авторская технология формирования социально-эмоциональной личностной сферы дошкольника
- Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет
- Память
- Развитие познавательных интересов у дошкольников в природе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4419 пользователей.
Отзывы