Застенчивость у ребёнка
Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Застенчивость - сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия- от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
Принято считать, что застенчивость- это боязнь других людей. На самом деле под этим понятием кроется желание спрятаться на некоторое время от чужих глаз: совсем ненадолго, всего лишь для того чтоб издалека посмотреть на этого нового пока неизвестного человека и разработать практику общения с ним.
В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его «просто так», существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в этом мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется укрыться на время от чужих глаз, присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.
Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Наверное, ее можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Последствия застенчивости могут быть удручающими:
отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права;
боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка (или взрослого), какая то эмоциональная угроза, и т.д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются люди, а не сумма отдельных характеристик.
Любой незнакомец- чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет врядли вызовет страх. Реакция на него будет скорее больше похожа на вполне нормальную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес- ведь все новое превращается в исследовательское любопытство.
Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два- три года одновременно с открытием собственной активности.
До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями которые он совершал непосредственно перед происшедшим. Но проходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он способен чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.
Что означает это открытие?
Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых ему людей, не понимая (ему впрочем это было безразлично), что в тот же самый момент другой человек так же неотрывно изучает его. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же отдельных людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно - перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.
Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, прячет лицо, не хочет разговаривать - стесняется. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.
Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он- активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.
В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников, но и у таких активных и общительных может появляться в ситуациях внимания к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.
Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети - не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов.
Откуда берется эта неуверенность?
Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом, рождением братика или сестрички. А может быть привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежью услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Петухова Л. Н. Застенчивость у ребёнка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/31939-zastenchivost-u-rebjonka (дата обращения: 22.11.2024)- Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
- Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста
- Развитие речи в средней группе детского сада
- Индивидуальный образовательный маршрут. Академическая одарённость
- Безопасность детей на улицах города
- Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста
- Речь при слепоте и особенности ее формирования