Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.
Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
Даже рок – музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных, на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.
Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.
Цель: сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Задачи:
1. регулировать психологическое состояние воспитанников, развивать мелкую моторику;
2. снимать эмоциональное напряжение;
3. благоприятно воздействовать на общее состояние здоровья воспитанников;
4. создавать условия к самовыражению, что является неотъемлемой частью становления гармонично развитой личности.
В своей педагогической практике я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
Валеологические песенки – распевки. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок–распевок, Любая веселая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж – нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры и упражнения. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.
Музыкотерапия. У нас музыка звучит утром, в течение всего дня. Дети в группе играют и слушают музыку.
Выводы:
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.
В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 – го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Использованная литература.
1. Арсеневский О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения», -. Волгоград: Учитель, 2011.
2. Н. И. Еременко «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», - Волгоград «Корифей», 2009. Брусиловский Л. С. «Музыкотерапия: руководство по психотерапии»-Ташкент, 1985.
3. Включение в музыкальные занятия валеологических песенок-распевок.
Проект «Почему нужно беречь голос? »
4. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению». Учебно-методическое пособие. «Музыкальная палитра», Санкт-Птербург, 2005. 5.Консультация для педагогов «Использование вокалотерапии как средства сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников»
6. Включение в музыкальные занятия с детьми валеологических песенок-распевок и других видов здоровьесбережения.
7. М. И. Чистякова «Психогимнастика» под ред. М. И. Буянов
8. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим» ». – М. ТЦ Сфера, 2004.
9. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4- лет».-М. Творческий центр, 2007.
10. Включение в музыкальные занятия различных элементов здоровьесбережения: фонопедических упражнений, психогимнастики, дыхательной и артикуляционной гимнастики пр.
11. Нестерюк Т. В. «Дыхательная и звуковая гимнастика». ООО Издательство «Книголюб», 2007. Консультация для педагогов: «Дыхательная гимнастика как средство профилактики простудных заболеваний».
12. Т. В. Гордеева. «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами». «Пальчиковая и артикуляционная гимнастика – как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
13. «Использование игрового массажа в работе с детьми» Применение элементов игрового массажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики в музыкальной деятельности с детьми.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Федичкина . Л. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/33561-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-na-muzykalnykh-zanyatiyakh (дата обращения: 22.11.2024)- Комплексы общеразвивающих упражнений для физкультурных занятий и утренней гимнастики без предметов и с предметами для детей младшей группы дошкольного мини-центра
- Домашние животные
- Моя семья
- Календарный план работы на лето в средней группе
- Бережливый и транжира
- Логопедическое ассорти
- Фронтальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в детском саду компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха на 2-ом году обучения