Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста средствами анимации
Введение
Проблема культуры поведения, содействующая взаимопониманию, со-трудничеству между людьми, становлению морального микроклимата в се-мейных, производственных, учебных и других коллективах, а через них и на моральную атмосферу общества, была актуальной во все времена.
Как одна из важнейших характеристик личности, культура поведения формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в дет¬ском саду, в школе, в процессе самовоспитания и под влиянием обществен¬ной среды.
Видные деятели педагогической науки Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский подчеркивали важность нравственных основ и навыков культурного поведения в формировании личности.
Вопросы о месте культуры поведения в системе организации воспита-тельной работы, о формах, методах, средствах воспитательного воздействия рассматриваются в работах Н.И. Болдарева, О.С. Богданова, Р.Г. Гуровой, Е.И. Кульчицкой, Т.А. Марковой, A.M. Виноградовой, СВ. Петериной, Е.В. Субботского. Курочкина И.Н. раскрывает содержание современного этикета и основные подходы к воспитанию этикетного поведения у дошкольников. Разработке технологии воспитательного процесса, в частности культуры по-ведения, посвящены труды Н.Е. Щурковой, А.И. Шемшуриной.
Современная педагогика и психология, занимаясь проблемами взаимо-отношений детей с традиционными видами искусства - литературой, музы¬кой, изобразительной деятельностью, исследуя отдельно восприятие музы¬кального произведения, отдельно - статистических изображений или литера¬турного текста, недостаточное внимание обращают на экранные искусства. А ведь бесследным для развития восприятия, мышления и творчества такое ак¬тивное многочасовое общение с домашним экраном быть не может - это оче¬видно.
Проведя анализ сетки телевизионных программ, с целью выявления времени, которое уделяется на телевидении программам для детей дошкольного возраста, мы выявили, что таковых практически нет, и почти всю нишу занимают мультипликационные фильмы и мультипликационные сериалы за¬рубежного, реже - отечественного производства. Мультсериалы показывают блоками по 1 - 1,5 часа, между тем как в силу особенностей своего возраста старшие дошкольники активно воспринимают информацию не более 30 ми¬нут.
Безусловно, ребенка, как зрителя, привлекает, в первую очередь, дина¬мика мультфильмов. Ему интересно наблюдать всё, что стремительно дви¬жется, меняется на ходу, трансформируется. Но пластика кадра, его изобра¬зительное строение не должно быть только лишь динамичным, оно должно быть образно-динамичным, нести мысль. Если мультипликация останется искусством трюка, только средством непременно рассмешить, ценою этому будет потеря мысли и чувства, потеря воспитательного воздействия.
В настоящее время, когда дети испытывают дефицит родительского внимания, когда фактически ушли в область предания домашние чтения вслух, духовно роднившие, сплачивающие больших и маленьких, вырастает потребность в общении с умным собеседником, учителем, воспитателем. Та¬ким учителем могут и должны стать те лучшие, проблемные, знакомящие подрастающего зрителя с реальными сложностями фильма, которые инте¬ресно, полезно и даже необходимо смотреть родителям, чтобы научиться по¬нимать современного ребенка.
Мы убеждены в том, что мультипликационный фильм имеет большой воспитательный потенциал и его значение в развитии ребенка велико, только это влияние должно быть избирательным и направленным, поэтому пробле¬ма нашего исследования - формирование культуры поведения детей старше¬го дошкольного возраста средствами анимационного кино.
Цель исследования: выявить возможности мультипликационных фильмов в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования навыков культуры по-ведения у детей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: мультипликационный фильм как эффективное средство воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мультипликационные фильмы становятся эффективным средством воспитания культуры поведения при выполнении следующих условий:
- выявлен воспитательный потенциал мультфильмов;
- в коррекции поведенческих реакций у старших дошкольников реали¬зуется одно из эффективных средств воспитания: мультипликационные фильмы;
-осуществляется взаимодействие с родителями по проблеме воспитания культуры поведения ребенка с использованием возможностей мультфильмов. Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, философской литературы по про-блеме исследования.
2 .Определение сущности и содержания понятия «культура поведения».
3. Выявление психолого-педагогических особенностей личностных
проявлений в поведении старших дошкольников.
4. Определение места мультипликационного фильма в качестве средст¬ва формирования культуры поведения старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации использования мультипли-кационного фильма как средства развития навыков культуры поведения.
Теоретико-методологическими основами исследования являются личностно-гуманный и культурно-исторический подходы в педагогике, пси-хологии, искусствоведении; этические нормы общества; моральный кодекс гражданина; проблема воспитания чувств и формирование этических пред-ставлений (A.M. Виноградова, Е.В. Рылеева); вопросы предупреждения от-клонений в поведении детей (А.И. Захаров); вопросы формирования и разви¬тия навыков культуры поведения (СО. Николаева, Е.В. Субботский); проблемы восприятия и воздействия экранных искусств на детей и подростков, образования в области экранной культуры (Е.А. Захарова).
При выполнении дипломной работы нами были использованы следую¬щие методы исследования
- теоретический анализ психолого-педагогической, философской лите-ратуры; обобщение и синтез теоретического и эмпирического материала;
- беседы с педагогами, родителями и детьми старшего дошкольного возраста;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- опытно-экспериментальная работа;
- наблюдение;
- количественный и качественный анализ данных исследований.
Научная и практическая значимость исследования: выявлены возможности мультипликационных фильмов с составлением системы мультип¬ликационных фильмов для воспитания культуры поведения старших дошко¬льников, которая может быть использована в практической деятельности, как
педагога, так и родителей; материалы дипломной работы могут быть исполь-зованы для разработки спецкурса студентам дошкольного отделения факуль¬тета начального образования.
База исследования: подготовительная к школе группа МАДОУ № 111 Детский сад «Дашенька».
Дипломный проект состоит из 2 глав, заключения, библиографии и приложения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Поплевина Е. А. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста средствами анимации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/34218-vospitanie-kultury-povedeniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-animatsii (дата обращения: 21.11.2024)- Родительское собрание
- Зимние игры и забавы
- Су-джок терапия для дошкольников
- Интегрированный подход к образовательной деятельности дошкольников
- Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе по теме "Есть у нас огород"
- Развитие фонематических процессов
- Адаптационный период детей в доу