Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Формирование экологических представлений

Включает методическую разработку

Ребенок дошкольного возраста окружен социумом и природой.  Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Познание её объектов, процессов, происходящих в ней, явлений природы становится необходимостью для ребенка, который каждодневно так или иначе вступает во взаимодействие с природой и должен учитывать в своей повседневной жизни происходящие явления в природе. Представления детей среднего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Как указывает педагог Т.А.Серебрякова, формирование этих знаний у детей среднего дошкольного возраста служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности [1].
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы. Педагоги отмечают, что помимо здоровьеукрепляющего содействия, целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку.

Нами были проанализированы различные программы для дошкольных образовательных учреждений [2] с целью выявления в них вопросов экологического воспитания и выявлено следующее:

а) в программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ;

б) подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей среднего дошкольного возраста, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру;

в) программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности;

г) «Программа воспитания в детском саду» М.А. Васильевой рекомендует проводить работу по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с природой по сезонам в ходе прогулок и наблюдений.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие комплексных и парциальных программ воспитания дошкольников. Каждая из них включает вопросы экологического воспитания детей, используя при этом различные формы его организации, в том числе и прогулку.

В своем исследовании мы решили выявить эффективность прогулок в формировании экологических представлений детей среднего дошкольного возраста о сезонных явлениях природы. Были взяты две группы детей этого возраста в МБ ДОУ «Детский сад № 73 ЦРР» г. Бийска и обозначены как контрольная и экспериментальная группы. В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента было выявлено, что уровень сформированности экологических представлений о сезонных изменениях в природе экспериментальной и контрольной группы отличается незначительно и в целом является низким.

На формирующем этапе для повышения уровня сформированности этих представлений у детей мы внедрили в образовательный процесс экспериментальной группы в течение учебного года с октября по апрель серию из 9 целевых прогулок, направленных на углубленное изучение сезонных изменений в осенний, зимний и весенний период времени. В ходе прогулок  дети учились отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды, с ними проводились игры, беседы, использовалось художественное слово, сюрпризные моменты, наблюдение, трудовая деятельность и др.  По окончанию прогулок дети фиксировали свои знания в виде рисунков, аппликаций.

На контрольном этапе исследования вновь провели срез знаний у детей обеих групп о сезонных изменениях в природе. Его результаты показали, что количество детей с высоким уровнем экологических представлений о сезонных изменениях в природе в экспериментальной группе значительно увеличилось, а в контрольной группе увеличение было  незначительным. Последнее объясняется тем, что дети год подросли, и у них повысилось общее  развитие, в том числе и знания о сезонах года. Вместе с тем высокий прирост экологических знаний у детей экспериментальной группы свидетельствует о том, что целевые прогулки  являются эффективным средством формирования экологических представлений о сезонных изменениях в природе.

Таким образом, наше исследование подтвердило, что целенаправленная работа дает ощутимый результат.

Литература

1.     Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

2.     Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / Ред. Т.И. Ерофеева. – М, 1999. -188 с.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель "Детский сад № 83"
Дата публикации: 19.12.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Отт К. А. Формирование экологических представлений // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/36310-formirovanie-ekologicheskikh-predstavlenij-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию