Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, мы замечаем, что у наших детей отмечается общее моторное отставание, плохо развита моторика, в частности моторика рук. От этого страдает и речь ребенка. Почему же настолько важно развивать мелкую моторику детей? Мы знаем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и развитие ребенка, страдает речь. На формирование личности, развитие речи, оказывает большое влияние. Справедливо замечено, что речь человека, его визитная карточка. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня. Слабые ладошки дошкольника необходимо развивать. Какими же средствами можно добиться развития мелкой моторики? В нашей группе создан уголок «Сенсомоторного развития». Мы подобрали разнообразные игры – занятия на развитие мелкой моторики. Разнообразная мозаика, конструктор, прищепки, семена, крупы (фасоли, гречки, гороха, риса, пуговицы, шнуровки, счетные палочки, ленточки, замки, застежки, коврики, сухой бассейн, панно «улитка», ленточки (разной длины и цвета, замки, застежки). Такие занятия очень полезны и нравятся детям. Вызывают положительный эмоциональный отклик. Из круп выкладывают разнообразные узоры, предметы, буквы, слоги и слова. Смешиваем все крупы в одну коробочку и дети разбирают каждую крупу в отдельную емкость. Ведь каждую крупинку дети берут пальчиками по отдельности, а не пригоршней, тем самым массажируя и развивая пальцы рук. С таким старанием и увлечением ищут бусинки в общей массе круп. Одним из любимых занятий, особенно у девочек, игры с бусами и бусинками разного размера и цвета. Дети нанизывают бусы разного цвета и размера, составляют узор. При этом добавляют еще и пуговицы. Из пуговиц выкладывают дома, цветы, деревья, неваляшек. Есть у нас и коврики из пуговиц. Развивается творчество детей, фантазия. Бусины, пуговицы можно сортировать по размеру, форме и цвету. Пуговицы еще используем и как печатку на занятиях по рисованию и лепке. С удовольствием дети занимаются со счетными и спичечными палочками, выкрашенными в разные цвета. Выкладывая разнообразные предметы, составляю узоры развивается не только мелкая моторика, но и воображение, мышление, ловкость, сообразительность, ручная умелость и, конечно же, речь, закрепляется представления о геометрических фигурах. Для развития мелкой моторики мы пользуемся таким подручным материалом, как прищепки. Сейчас продаются в магазинах красивые деревянные и пластмассовые прищепки, украшенные цветками, насекомыми ...С помощью прищепок мы тренируем щипковой захват у детей. Прищепками можно «кусать»ногтевые фаланги от указательного к мизинцу, тем самым массажируя их. Можно прищипывать прищепки на коробочку, согласно цветовой раскраске (красная полоска –красная прищепка). Можно вырезать из картона ствол дерева и с помощью прищепок добавить веточки, «украсить» глазок цветка лепестками, прикладывая прищепки по кругу, ежику добавить иголки, рыбке – хвостик, птичкам –крылышки и хвостик т. д. Но одним из любимых занятий, на развитие мелкой моторики, являются игры - шнуровки. Шнуровки – это продергивание шнурка в отверстие. Основа шнуровок бывает разная: деревянная, картонная, кожаная, мягкая и твердая, объемная и плоскостная. Дети очень любят шнуровки и с удовольствием занимаются с ними. С помощью шнуровок развиваем внимание, творческие способности, пространственную ориентировку Такие игры способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Шнуровки бывают магазинные и самодельные. Хочу Ваше внимание привлечь к самодельным играм – шнуровкам. Мы их делаем из соленого теста вместе с детьми. Такое занятии приносит столько эмоций и радости у детей! И самое главное – огромная польза для развития мелкой моторики рук. Во время лепки из теста массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто – экологически чистый, неаллергенный материал. Доступный, очень приятный, эластичный на ощупь. И лепить из него довольно просто. И хранить его не трудно. Из соленого теста можно сделать любую поделку, картину. ... И себе польза и подарок для близких. После высыхания раскрасить, пролачить лаком, в дырочки – отверстия провздеть шнурки и игра готова. Занимайтесь на здоровье. Но как блестят глаза детей! Это не передать словами, это нужно видеть! Работа из соленого теста способствует развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляет ребенка, снимает эмоциональное напряжение.
Рецепт теста:
1стакан муки, 1 стакан мелкой соли, 0, 5 стакана кипяченой воды. Муку смешиваем с солью и добавляем воды. Все замешиваем, как на пельменное тесто. Положить в пакет и убрать в холодильник. Такое тесто хорошо и долго хранится. Попробуйте! Успех Вам гарантирован!
Все вышеперечисленные игры и занятия способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию детей. Такие занятия можно проводить не только в саду, но и дома, в тесном содружестве с семьей. Поэтому у нас одна цель – достижение положительных результатов в развитии детей. Родители самые заинтересованные и активные участники образовательного процесса. Только при тесном содружестве с родителями мы добьемся успехов.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пермина Н. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/38309-opyt-raboty-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2024)- Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
- Зимние травмы у детей
- Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста
- Позаботимся о птицах
- Путешествие на речку
- Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников
- Создание творческого продукта в речевой деятельности. Игры и игровые упражнения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5505 пользователей.
Отзывы