Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Последовательность работы по формированию у детей умений и навыков слушания и понимания русской речи и говорения

Нельзя овладеть языком, опираясь только на память и заучивание слов, грамматические формы слов, словосочетания и предложения. Чтобы практически овладеть языком, необходимо понять, чем отличаются, допустим слова стол и столы, играет и играют, на столе и  в столе и т.д., научиться образовывать и правильно употреблять разные формы слов в речи: я рисую, он рисует; нет шара, но нет куклы; один шар, но одна игрушка. Обучение детей русской устной речи начинается с формирования умения понимать и составлять предложения следующих конструкций: «вот+ имя существительное», «это + имя существительное», тут(там, здесь)+ имя существительное».

Это период  формирования умений и навыков называть предмет.  После этого усваивается конструкцию «имя существительное(местоимение)+ глагол» (Девочка сидит. Тут стол). Необходимо приучать детей строить высказывание из двух и более предложений по заданной ситуации.(Это Коля. Коля играет. А это Нина. Нина тоже играет. Дети  играют.). На этом этапе обучения продолжается практическое усвоение рода и числа существительных, формируются умения и навыки согласования в роде и числе. Работа по усвоению рода и числа продолжается на материале конструкций «имя существительное(местоимение) + глагол в форме прошедшего времени»: Миша играл. И Зина играла. На этом этапе обучения они должны уметь называть предмет, обозначать его действия и признак, спросить о предмете, его действии или признаке:

Что это? Это воробей.

Что делает воробей? Он летит.

Какой он? Он маленький.

Включение в речевую деятельность детей вопросительных слов ( что? Кто? Где? Какой? Чей? Что делает? Как? Куда? Когда? и др) является важным моментом в формировании у детей необходимых представлений об особенностях стоя русского языка. Успех занятия во многом зависит от организации его начала. В начале занятия (2-3 мин) полезно использовать такие учебно-игровые действия, которые погружали бы ребенка в обстановку непринужденного, заинтересованного общения на русском языке, снимали бы с него напряжение и скованность. Это может быть физкультминутка с рифмованным текстом, хороводная песенка, знакомая дидактическая игра, дидактическое упражнение с элементами игры по таблице «Род и число имен существительных» или группировка слов по вопросам что? Кто?, рассматривание сюжетной картинки и коллективное составление рассказа, рисование предметов, называние их и др.  Уже на первых занятиях русским языком важно создавать непринужденную обстановку, добиваться того, чтобы все дети принимали активное участие в речевой деятельности, не боялись русского слова.

Для активизации детей целесообразно поощрять их участие в общении на русском языке улыбкой, мимикой, подбадривать словесно: Хорошо! Молодец! Правильно! На каждом занятии должно проводиться 2-3 минутное фонетическое упражнение («Фонетическая минутка»), направленное на развитие фонематического слуха детей.  Она может проводиться в форме игр «Эхо», «Цепочка», «Часы» и др. При первичном объяснении значения слова или словосочетания важно использовать наглядность, но нельзя ограничиваться только показом предметов и их называнием необходимо подключать не только зрение и слух, но и осязание(потрогать предмет), обоняние (понюхать, например, цветок розы), вкус ( попробовать, например, сахар). Кроме того , целесообразно показать предмет в натуре, если это возможно, а затем на картинках в разных положениях по отношению к другим предметам, в разных его видах, в разных ситуациях, чтобы ребенок быстро узнавал его. Например ,стол бывает разной формы, разных размеров и не только на 4-х ножках, а и на 3-х. Большие возможности изобразительной деятельности (рисование, лепка) должны использоваться воспитателем с первых занятий русским языком для ознакомления детей с новыми словами, словосочетаниями, конструкциями предложений и особенно для закрепления пройденного.

Хорошо продуманный, ориентирующий инструктаж на родном языке во многих случаях помогает, не прибегая к переводу, обеспечить правильное слова или словосочетания. Например, нет необходимости переводить на родной язык, что «сейчас будем говорить о цвете предметов», и, показывая один за другим, например, цветные карандаши (шары), говорить: красный  карандаш (шар), синий карандаш (шар) и т.д.  Большое внимание на занятиях должно быть уделено упражнениям по выработке у детей умения задавать вопросы товарищу. Выработка этого умения поможет овладеть навыками диалогической речи. Для постановки вопросов можно использовать элемент игры. Например, воспитатель показывает картинку и с помощью родного языка вводит детей в учебно- игровую ситуацию. 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Старший воспитатель МБДОУ детский сад №2"Сказка"
Дата публикации: 12.01.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Пикус Т. Е. Последовательность работы по формированию у детей умений и навыков слушания и понимания русской речи и говорения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/3838-statya-posledovatelnost-raboty-po-formirovaniyu-u-detej-umenij-i-navykov-slushaniya-i-ponimaniya-russkoj-rechi-i-govoreniya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию