Значение пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста».
Пальчиковые игры являются увлекательным и эмоциональным занятием для малышей, а так же замечательным упражнением для развития мелкой моторики. Фактически, пальчиковые игры, выполняют функцию массажа и гимнастики рук малыша, которые влияют на детский организм наилучшим образом. К тому же, во время занятий, развивается речь малыша и раскрывается творческая деятельность. Таким образом, при повторении движений за взрослым ребенок научится самостоятельно играть при помощи пальчиков и рук, а также заучит интересные стишки, которые являются незаменимым дополнением пальчиковой игры.
Формирование устной речи малыша начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда малыш производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики, имеют хорошо развитые память, внимание, мышление, связная речь. Поэтому следует уделять большое внимание играм и упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики руки.
С давних пор было подмечено, что движения пальцев и рук, сопровождаемые короткими стихами положительно влияют на развитие детей. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов, успокаивают детей. Это прекрасное средство занять ребенка. Эти игры захватывают ребенка своей импровизацией, театрализацией. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребёнок наверняка начнёт придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью всё тех же незаменимых пальчиков.
Основные правила проведения пальчиковых игр:
1.Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.
Игра «Цап-царап». Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!
Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.
2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.
Игра «Прыг-скок». На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.
Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.
Игра «Цветок». Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.
Растет цветок, поднимается
(выпрямляем пальцы)
Лепестки его раскрываются
(ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.
Игра «Встречи-проводы». Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же самое.
Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.
Здравствуйте ладошки
(ладошки прижимаются друг к другу)
И до свидания!
(ладони разошлись)
Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик
Здравствуйте пальчики!
(кончики пальцев соприкасаются)
До свидания, пальчики!
(разъединяем и машем ими)
Вариант посложнее:
Сережино (имя малыша) колечко – мамино колечко
(соединяем большой и указательный пальцы, затем большой и средний, и т.л.)
4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
Игра «Строим дом».
Это домик
(ладошки приставлены друг к другу)
Это крыша
(ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба еще повыше
(мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)
Игра «Зайчики». Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.
Вышла зайка на лужок,
Встала в маленький кружок
(пересчитываем заек)
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, ...
Будет лапками стучать
(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)
Постучали, постучали и устали
Сели отдыхать.
5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Игра «Репка».
Репку мы сажали
(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали
(имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка
(выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
(расцепили руки, потрясли кистями)
Игра «Отдохнем».
Наши пальчики просулись,
Потянулись, потянулись...
И встряхунлись...
(выполняем все эти движения)
По ладошке побежали
(по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали
(изобразите эти движения)
И устали. Сели отдыхать
(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)
6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
Игра «Оладушки».
Если мама месит тесто
Это очень интересно
(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)
Ладушки, ладушки
(хлопаем в ладоши)
Что пекли? Оладушки
(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)
Раз – оладушек для мамы
(раскладываем оладушки по тарелкам)
Два – оладушек для ...
(называем имена людей, знакомых для малыша)
Три - ....
Четыре - ....
А Сереженька (имя малыша) дружок
Получает пирожок!
(сцепить кисти рук)
Ах, как вкусно!
7. Заниматься с ребенком нужно ежедневно около 5 минут.
Это не просто развлечение, но и полезная зарядка, так как систематическая работа по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга малыша.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
А. А. Значение пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/39327-konsultatsiya-dlya-roditelej-znachenie-palchikovykh-igr-dlya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)- Обобщение опыта работы инструктора по физическому воспитанию в МАДОУ №106
- Профилактика гриппа и ОРВИ
- Советы родителям
- Картотека частушек
- Скоро в школу
- Частушки про правила дорожного движения
- Как научить ребенка любить природу
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6315 пользователей.
Отзывы