Семейные традиции, как составляющая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников
Доклад на тему: "Семейные традиции, как составляющая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Реалии современного российского общества остро переживает кризис. связанный с духовно-нравственными идеалами.
Духовно-нравственное воспитание в условиях детского сада является неотъемлемой частью разностороннего воспитания малыша, необходимой предпосылкой возрождения нашей культуры; новой ступенью духовно-нравственного воспитания в саду является переход его содержания в повседневную детскую жизнь, во разные виды деятельности ребят и традиционные методики дошкольного образования. Воспитание личности возможно лишь совместными усилиями государства, образовательной структуры и семьи,
Семья является основным институтом воспитания. То, что малыш в детские годы приобретает в условиях семьи, это он сохраняет на протяжении всей последующей жизни. Семья является институтом воспитания, ведь именно в ней дети находятся в течение большей части своей жизни, и по своей длительности воздействия на личность ни один другой институтов воспитания не сравнится с семьёй. В ней идет закладка основы личности ребёнка, и к школьному возрасту он уже больше, чем наполовину сформирован как личность.
Семья может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Положительное воздействие на личность малыша является мощная, безусловная любовь его близких (мамы, папы, бабушки, дедушки). И наоборот, именно семья может потенциально нанести максимальный вред в развитии личности ребенка.
Под воспитанием понимаются навыки поведения, привитые членами семьи, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность подразумевает правила, которые определяют поведение, духовные качества, необходимые людям в обществе, а также выполнение данных правил, поведение.
Нравственные ценности, убеждения, ориентиры личности содержатся в семье. Семья является особым родом коллектива, играющим в воспитании главную, долговременную роль.
Известным философом В. В. Розановым отмечается: «... лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы...»
Итак, семья – малыш – нравственность – именно эта цепочка интересует нас.
Исследователь проблемы нравственного воспитания ребят в условиях семьи С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке... Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё является понятиями нравственности.
«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?»
Эмоции необходимо воспитывать, облагораживать. Нравственные чувства (отзывчивость, сострадание и др.) неразрывно связаны с эмоциями. Данные чувства приобретаются людьми в результате воспитания и являются важными составными доброты. Без них добрый человек «не состоится».
Семья и ее традиции – основа воспитании детей. Ведь именно в ней детьми усваивается первый опыт взаимодействия с людьми, постигается многогранность человеческих отношений, происходит духовное, нравственное, умственное и физические развитие. В каждом доме имеется свой набор правил и привычек, выполняющийся на автомате.
Семейные обычаи способствуют нормальному взаимодействию с обществом, делают дружной семью, укрепляют родственные узы, улучшают взаимопонимание. Они составляют духовную ауру дома, содержа в себе определенный уклад жизни, распорядок дня, взаимоотношения членов семьи и всевозможные ежедневные ритуалы.
Родители показывают детям мир во всей его красе, окружают их любовью, формируют стойкую жизненную позицию. Ребенок воспринимает мир глазами родителей. Именно от них зависит дальнейшее отношение детей к себе, окружающим, и жизни в целом. Если в семейных традициях преобладает позитив, ребенок развивается с чувством целостности и единения с семьей, ощущением неповторимости дома и уверенностью в будущем. Внутреннее тепло формируется с детства, поэтому, чем радостнее детство ребенка, тем счастливее он будет во взрослой жизни.
Основные виды семейных традиций
Семейные праздники и связанные с ними традиции. К примеру, день рождения, являющимся для ребенка одним из первых значительных происшествий в его судьбе. Подарки, подготовка, праздничные блюда выделяют этот день среди других и позволяют имениннику почувствовать значимость события, учат принимать гостей. Сюда же можно включить общенародные праздники, объединяющие людей в диапазоне страны и даже мира.
Совместные игры с детьми. Родители подают пример малышу, знакомят с разными занятиями, обучают его всевозможным навыкам. Во многих семьях играют в настольные игры, например в «Лото», или устраивают семейные воскресные обеды. А некоторые регулярно ездят на автомобиле по старинным городам, выезжают на природу на шашлыки или просто фотографировать красивые места, посещают памятные места. Все это создает тёплую атмосферу уюта, стабильности и взаимоподдержки.
Семейные собрания. Например, с целью разобраться в делах, наметить планы на определенный срок, обговорить семейный бюджет и расходы. Это учит ребенка быть ответственным, дает возможность участвовать в решении общих вопросов, повышает самооценку и собственную значимость, особенно если его голос стал решающим. Совет может проходить в форме ежевечернего чаепития, в ходе которого анализируется прошедший день, и обсуждаются планы на дальнейшее.
Традиции гостеприимства, совместные семейные обеды. Хлебосольство является также национальной традицией, которая укрепляет родственные и дружеские связи. Как хорошо, когда в выходные все члены семьи собирается вместе за общим обедом или ужином. При этом важно, чтобы данное событие не сводилось к угрюмому поеданию пищи, а сопровождалось смехом, весельем, ароматом вкусных блюд. Замечательно, если дети поучаствуют в приготовлении какой-либо традиционной пищи. Как вариант, каждые выходные можно пробовать готовить новые блюда разных стран.
Празднование значимых событий в семье. Это могут быть юбилеи, успехи и достижения домочадцев. Также малыша можно привлечь к коллекционированию чего-либо или составлению семейного генеалогического древа.
Традиции наказания и поощрения. Это помогает ребенку научиться контролировать собственные действия.
Сказки на ночь. Даже если ребенок еще совсем маленький и у него нет понимания прочитанного. Мамин голос и интонация будут оказывать пользу для малыша. Важно внимательно выбирать сказки. Книга должна учить детей, воспитывать, вырабатывать в них конкретные качества. Можно научиться сочинять поучительные сказки самим, акцентируя внимание на необходимом воспитательном элементе.
Пожелания доброй ночи и утра, поцелуй до и после сна. Такие взаимосвязи играют важную роль даже с повзрослевшими детьми. Ведь нехватка в детском возрасте заботы и ласки способствует формированию черствой и нечуткой личности в будущем.
Совместные поездки, прогулки, походы в театр, в гости способствуют развитию духовных чувств ребенка. Это является обязательной составляющей семьи, залогом сохранения благоприятной обстановки в доме.
Религиозные семейные традиции. К ним относится молитва перед сном и принятием пищи, чтение религиозной литературы, соблюдение постов, посещение церкви, крещение детей, празднование церковных праздников. Это способствует формированию нравственности у ребенка, сближает членов семьи, учит их любви, пониманию, терпимости и взаимоуважению.
Заключение
Семейные традиции способствуют сближению всех родных, делают семейные отношения крепкими и дружными. Общие радости способны собирать всех за большим столом по случаю различных семейных торжеств: дней рождения, юбилеев, именин. Во многих семьях право начать торжество предоставляется самому старшему по возрасту, в других – хозяину дома. Полезной традицией является переписка с родными и друзьями. Помимо индивидуальных для каждой семьи традиций, существуют и общенациональные праздники, отмечаемые всеми. Это и Новый год, и 8 Марта, и 23 февраля. Они сопровождаются предварительной подготовкой к ним, уборкой помещения, приобретением подарков.
Семейные праздники являются вехами в истории семьи, неким священнодействием, способствующим сохранению тепла семейного очага. Это всегда ожидание чего-то волшебного, спрятанного глубоко в сердце каждого человека. Иногда достаточно одного лишь упоминания о празднике и вся сущность наполняется трепетным ожиданием, сказкой, предвкушением чего-то радостного и очень светлого.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Немыслина Ю. А. Семейные традиции, как составляющая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/40635-semejnye-traditsii-kak-sostavlyayushchaya-chast-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 14.11.2024)- Игровые приемы в автоматизации звуков
- Картотека дидактических игр по ознакомлению с профессиями
- Краткосрочный поисково-исследовательский проект в младшей группе "Капелька"
- Вокалотерапия для детей с ОВЗ
- Мероприятия ДОУ, посвященные году театра 2019 года
- ХОРЕОГРАФИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
- Professions
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14366 пользователей.
Отзывы