Трудовое воспитание и его влияние формирование нравственно-волевых качеств
Консультация для родителей.
Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)
Неусыпный труд все препятствия преодолевает. (М. В. Ломоносов)
Истинное сокровище для людей - умение трудиться. (Эзоп)
Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Важно не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. И маленькие глухие дети не являются исключением.
Самообслуживание в повседневной жизни - это начало трудового воспитания детей дошкольного возраста. При поступлении в детский сад дети с недостатком слуха нередко оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом семейного воспитания, поскольку физическая ослабленность большинства детей, моторная неловкость, медлительность побуждают окружающих взрослых к подмене элементарного, доступного по возрасту труда ребенка собственным.
Уже с раннего возраста дети пытаются многое сделать сами. Собственно, ребенок ничего еще не может сделать сам, но желание и стремление к этому уже проявляет. Очень важно закрепить это желание, а не потушить. Никогда не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Начнем с утра. Ребенок сам умывается, одевается, чистит зубы. Туалетные принадлежности желательно расположить так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять расческу, мыло, полотенце. Регулярно родители должны привлекать ребенка к уборке постели: сложить пижаму, заправить одеяло и т. д. и затем постоянно следить и напоминать, чтобы он сам приводил ее в порядок.
Конечно, первое время на это будет уходить немало времени. Вам порой не хватает терпения, хочется все сделать самим: невелика помощь ребенка, да и медленно он все делает, а время дорого, но вы должны понимать, что с предоставления самостоятельности начинает у ребенка формироваться потребность к трудовым усилиям, ощущение своей причастности к общим семейным делам.
Приучая трудиться ребенка, необходимо, прежде всего, быть последовательным и требовательным к себе. Только постоянный собственный пример трудолюбия и аккуратности позволит вам быть требовательными к ребенку. Ведь он многое делает по подражанию, и если видит в вас людей трудолюбивых, то легче и нам формировать у него трудолюбие.
Мы в детском саду приучаем детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик, обувь ставить на полку для обуви. Но все наши труды идут насмарку, если не закреплять эти навыки. Мы приучаем детей обслуживать себя: самостоятельно умываться, при этом обязательно закатывать рукава, следим, чтобы дети не разбрызгивали воду и т. д. Закрепляйте эти навыки дома, пусть это получается пока неумело, но старательно. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения порученного, надо научить его это делать.
Уже в младших группах детского сада мы начинаем приучать детей помогать старшим в сервировке стола: дети помогают разложить ложки, вилки, помогают убрать чашки со стола. Мы требуем, чтобы дети сами поддерживали порядок в игровом уголке, приучаем убирать игрушки после игры на свои места, учим бережному отношению к игрушкам. И родителям я советую приучать ребенка поддерживать порядок в игрушках, готовить одежду и обувь с вечера, проверять все ли в порядке сложено, не порвано ли. Все это казалось бы мелочи, но ведь с таких мелочей начинает вырабатываться в человеке организованность, аккуратность, собранность, а они так необходимы при обучении в школе.
Мы в детском саду стараемся вовлекать детей в общий труд. Привлекаем к уборке веранды, участка. И родители должны помогать нам в этом: принимать активное участие в субботниках в детском саду, во дворе, где вы трудитесь вместе с детьми. Главное не в том, что помощь ребенка настолько мала, что почти не ощутима, а в том, чтобы приучить его к мысли: папа и мама трудятся, и он тоже должен трудиться. С этого начинается чувство ответственности, сопричастности к семейному коллективу.
Много полезных навыков и умений приобретает ребенок в детском саду. Родители должны стараться поддерживать требования воспитателя. Например, дети дежурят по столовой в детском саду - поручите ребенку постоянное дежурство и дома. В детском саду дети поливают цветы, кормят рыбок - пусть дома это тоже станет обязанностью ребенка. Думаю, что такой домашний труд в сочетании с систематическим трудовым воспитанием в детском саду поможет сформировать у детей глубокое убеждение, что без труда не прожить. Держаться с детьми нужно ровно, спокойно, не повышать голоса. И ребенок привыкнет делом откликаться на спокойное родительское слово. Не забывайте похвалить, если видите, что, хотя, поручения и нелегко далось, а ребенок все-таки его выполнил.
По-моему, ругать и наказывать ребенка за сломанную игрушку, испорченную случайно вещь нецелесообразно, тем более, если он и сам переживает при этом. А вот починить, привести в порядок игрушку, книжку постарайтесь обязательно вместе с вашим ребенком.
Вы сами должны внимательно относиться и беречь те подарки, которые приготовил вам малыш к празднику или на занятиях в детском саду. Пусть его подарки не всегда совершенны - но ведь он так старался, переживал, хотел сделать вам приятное.
В летнее время дети наблюдают, как люди трудятся в огородах, в садах. У нас в детском саду есть свой огород, где дети наблюдают и участвуют в работе вместе со взрослыми. Мы сами их вскапываем, сеем семена, поливаем, пропалываем, рыхлим. Неплохо, если и в семье выделят ребенку свой участок — крохотную грядку, где он будет трудиться наравне со взрослыми. Во всем этом особенно ценно то, что, с одной стороны, такой непосредственный контакт с природой и воспитывает в ребенке добрые чувства, а с другой - способствует пониманию результативной значимости труда. Мне кажется, что, если ребенок помог вам посадить и вырастить дерево, увидел на нем плоды, вряд ли у него поднимется рука что-то сломать, загубить живое, оскорбить действием природу.
И в заключение я хочу сказать, что результаты наших воспитательных усилий убеждают в том, что в нравственно-трудовом воспитании детей родителям принадлежит решающая роль.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гребенюк Е. С. Трудовое воспитание и его влияние формирование нравственно-волевых качеств // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/46523-konsultatsiya-dlya-roditelej-trudovoe-vospitanie-i-ego-vliyanie-formirovanie-nravstvenno-volevykh-kachestv (дата обращения: 14.11.2024)- Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность по-средством ознакомления с элементами архитектуры
- Консультация для воспитателей
- Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями
- Путешествие на речку
- Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие реализации ФГОС ДО
- Уральская сказка о весёлом язычке. Артикуляционная гимнастика
- Зимние забавы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 8012 пользователей.
Отзывы