Развитие речевого дыхания у дошкольников
Что такое речевое дыхание
Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и раны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.
Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга.
В речевом дыхании вдох и выдох неравны, последний гораздо длиннее вдоха (в соотношении 1:10, 1:15). После короткого вдоха следует паза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Последовательность речевого дыхания – вдох, пауза, выдох.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания у дошкольников.
Очень часто у детей возникают сложности с речевым дыханием:
• Поверхностное и частое дыхание ребенка (грудное);
• Слабый вдох и выдох;
• Неправильный толчкообразный вдох;
• Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
• Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием и т.д.
Речевое дыхание может быть нарушено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, дизартрии.
Дыхательные упражнения
Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Рекомендации по выполнении дыхательных упражнений:
- При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.
- Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи.
- Одежда ребенка не должна стеснять его движения.
- Помещение должно быть хорошо проветренным.
- Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.
- Заниматься до еды.
Этапы работы по развитию речевого дыхания
1) Тренировка диафрагмального дыхания.
Диафрагмально-рёберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.
- Упражнение № 1. Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).
- Упражнение № 2. Исходное положение то же самое. Вдох–выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.
- Упражнение № 3. Исходное положение ребенка сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе надувается живот, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.
- Упражнение № 4. Исходное положение ребенка стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.
2) Тренировка глубокого вдоха и более длительного выдоха (неречевого) Выдох должен дифференцироваться по силе.
Статическая дыхательная гимнастика.
- сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
- сдуть ватку;
- подуть на султанчики;
- погреть ладошки;
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
- задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
- подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола и т.д.
Динамическая дыхательная гимнастика
Она подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. В комплекс включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Расслабляющие движения: подражание полету птиц; поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища; поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад и т.д.
3) Речевая (фонационная) дыхательная гимнастика.
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох при произнесении звуков, слов и фраз.
4) Координация речи с точными выразительными движениями и жестами (упражнения по методике «Расскажи стихи руками»)
Использование в логопедической работе с детьми дыхательной гимнастики помогает восстановить правильное речевое дыхание, создает положительный эмоциональный настрой на освоение учебного материала, служит профилактикой соматических заболеваний.
План мастер-класса для родителей
«Речевая дыхательная гимнастика для дошкольников»
- Определение понятия «речевое дыхание» (выбор правильной формулировки среди нескольких, обоснование выбора)
- Определение цели дыхательных речевых упражнений
- Демонстрация дыхательных упражнений
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик»
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
Предоставление оборудования родителям для самостоятельного придумывания дыхательных упражнений.- Подведение итогов, обмен мнениями.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Салкова Л. Г. Развитие речевого дыхания у дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/48991-statya-razvitie-rechevogo-dykhaniya-u-doshkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости
- Маленькие ябеды - что делать в этом случае
- Что должен знать и уметь ребенок, идущий в 1 класс
- Развитие речи детей дошкольного возраста через использование лего - конструирования и робототехники
- Этикет гостеприимства
- Веселые старты Деда Мороза и Снегурочки
- С нами не соскучишься
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 5475 пользователей.
Отзывы