Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Как бороться с осенней депрессией

Депрессия нам не страшна

 

     С наступлением осени у многих людей отмечается склонность к плохому настроению. Подобное же сезонное уныние очень часто переходит в самую настоящую осеннюю депрессию. Причин для такого заболевания достаточно. Лето закончилось, отпуск позади, впереди долгая зима, работа; световой день становится все короче, холод и простуда забирают накопленные силы. Что делать?

   Ежегодное осеннее недовольство собой и окружающей действительностью проявляется у всех по-разному - люди испытывают нечто от лёгкого, не всегда фиксируемого чувства беспокойства вплоть до полного ощущения беспросветности и невозможности что-либо делать. В тяжёлых случаях выход один - обратиться к специалисту, не пугаясь слов "психотерапевт" или "психиатр". Но с более распространёнными вариантами (упадок сил, общая вялость, раздражительность и т.д.) можно и нужно бороться самостоятельно. Приведенные ниже несложные правила помогут вам обрести бодрость духа и хорошее самочувствие.

 

Правило N1. Больше света!

     Осенью люди чаще болеют, причём не только простудными заболеваниями. У многих обостряются хронические болезни, возникают боли в спине, ломота в суставах, учащаются головные и сердечные боли, напоминают о себе желудочно-кишечные проблемы. Объясняется это тем, что с резким уменьшением светового дня, особенно в северных регионах, соответственно, уменьшаются и дозы поступающей в организм солнечной энергии. Девиз "Больше света" предполагает именно естественное освещение.

     Максимально используйте утренние, особенно рассветные часы. Работающие люди и так встают рано, а вот неработающим "совам" стоит задуматься о перестройке режима.

     Следите, чтобы дома и на работе присутствовало достаточное количество света, позаботьтесь об эффективном использовании дневного освещения.

     Не ленитесь в обеденный перерыв на 15-30 минут выходить на улицу.

     Выходные дни по максимуму старайтесь проводить вне помещения. Пусть не целый день, пусть половину, но это должна быть полноценная прогулка, желательно за городом. Цените каждый погожий осенний денек. Как только рассеиваются хмурые, серые облака, не сидите дома перед телевизором: одевайтесь теплее и отправляйтесь на прогулку.

     Начните посещать солярий, но находитесь там в меру: 5-10 минут в неделю под лучами будет достаточно, шоколадный загар вам ни к чему.

     Замените лампочки в квартире на более яркие.

     Темные плотные шторы поменяйте на светлые и легкие.

Правило N2. Движение!!!

    При физической активности в нашу кровь выделяются эндорфины - так называемые "гормоны счастья".

    Сделайте над собой усилие, не ленитесь проводить утреннюю зарядку. 10-15-минутная гимнастика поможет окончательно проснуться и подарит вам замечательное настроение на весь день.

    Играйте с детьми на свежем воздухе, побольше гуляйте.

    Запишитесь в спортивную группу. Шейпинг, аэробика, плавание, теннис, йога, пилатес - это может быть что угодно, лишь бы оно приносило удовлетворение. Не забывайте, что наряду с хорошим настроением спорт дарит человеку красивую фигуру и отличное самочувствие.

Правило N3. Правильное питание!

    Забудьте про диеты. Осенью в организме происходит заметная перестройка. И если летом мы спокойно утоляли голод легкой пищей, то теперь хочется съесть что-то более тяжелое и жирное, поскольку организм нуждается в притоке тепла и ему нужны дополнительные калории. Это не значит, что надо расслабляться и позволять себе есть все, что хочется, и в любых количествах. Просто не запрещайте себе побаловаться вожделенными яствами в разумных пределах.

    Не забывайте об овощах и фруктах - желательно, чтобы их количество составляло 300-400 г в день. Не тешьте себя надеждой, что летом вам удалось обеспечить организм витаминами на целый год. Поступающие в организм витамины не откладываются про запас, а сразу же усваиваются, поэтому вам необходима постоянная витаминная подпитка.

    Особое внимание надо обратить на приток в организм витаминов А и С.

    Желательно воспользоваться поливитаминными комплексами, лишними они не будут.

Правило N4. Бодрее, еще бодрее!

    В том случае, если снижение работоспособности вносит серьёзные нежелательные коррективы в ритм вашей жизни, попробуйте взбодриться различными природными стимуляторами вроде травяных чаёв, фитобальзамов, отвара шиповника или китайского лимонника, либо настойки элеутерококка. С этой же целью большинство из нас употребляет крепкий чай и кофе. Действительно, эти напитки бодрят. Главное - не злоупотреблять теми, знать им меру. Отказаться от крепкого чая и кофе следует только людям с больным желудком, печенью, почками, а также при аллергии. Хотя 1-2 чашечки чая или кофе в день вреда, конечно, не принесут.

   Известно, что горький шоколад усиливает выработку серотонина, гормона радости, а стало быть, повышает настроение.

   Внутреннее тепло в организме успешно создает и поддерживает имбирь.

   А вот американские ученые считают, что отлично бодрит и поднимает настроение сливочное мороженое.

Правило N5. Дарим себе прекрасное!

    Читайте книги, слушайте музыку, смотрите кино. Не экономьте на посещениях книжных и музыкальных магазинов. Это мощное лекарство от депрессии.

    Ходите по музеям и выставкам: они способны расшевелить уставшие чувства и угасшие эмоции.

     Серые дни можно раскрасить яркими красками. Лечение цветом - научно подтвержденный факт. Особенно полезен в холодное время года красный: это цвет-стимулятор. Он обладает способностью ускорять сердцебиение и повышать температуру тела. Желтый цвет стимулирует мышление и творческую активность; он помогает снять стресс и прояснить сознание. Синий цвет успокаивает, создает ощущение расслабленности и комфорта. Купите себе яркую куртку, шапочку или шарф. Если вы по долгу службы вынуждены надевать строгую темную одежду, в выходной день наряжайтесь в яркие и нарядные вещи.

Правило N6. Общение!

   Не замыкайтесь в себе, общайтесь с друзьями, родными, ходите в гости, приглашайте других к себе домой. Одиночество в больших дозах угнетает.

Правило N7. Намечайте ориентиры.

   Есть занятия, которые доставляют вам особенное удовольствие. Разговор по телефону, чтение книги, пролистывание нового журнала; кинофильм, музыка, встреча с родными или друзьями, поход по магазинам, стрижка, приятный перекус... В течение дня ориентируйтесь на будущие "приятности".  Тогда и работа будет спориться, а настроение поднимется.

    Замечено: в предвкушении желаемого грустить некогда!

    Знайте, что первый враг угнетенному состоянию - все то, что доставляет вам удовольствие. Почаще делайте себе приятное, доставляйте самим себе маленькие каждодневные радости - и никакая депрессия вас не победит!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малыш учится говорить (консультации учителя-логопеда)

 

    Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2 – 3 слова. Другие спокойны, не смотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

    И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

    С чего же начинается развитие речи и что в окружающей младенца среде является самым главным для будущего своевременного и успешного речевого развития? Ответ на этот вопрос нужно искать в поведении окружающих близких взрослых и, прежде всего, матери. Мать умеет видеть в своём ребёнке то, чего в нём ещё объективно нет и, чего никто из окружающих не замечает. Эта великая способность материнской любви обладает настоящей действенной силой. Именно она превращает новорожденного младенца в человека.

   Любовь и забота проявляются не только в том, что ребёнка вовремя и хорошо кормят, пеленают и укладывают спать, но, прежде всего в том, что мать обращается к ребёнку и общается с ним. Она пытается поймать его блуждающий, рассеянный взгляд, улыбается ему, гладит, берёт на руки и, конечно же, разговаривает.

   И вот что важно: эти вроде бы бесполезные ласковые разговоры, улыбки, поглаживания оказываются чрезвычайно важными для психического развития и здоровья ребёнка. Как показывают многочисленные и печальные факты развития детей первого года жизни, отсутствие любви и внимания взрослых, улыбок, взглядов и разговоров с младенцами ведёт к серьёзным отставаниям многих сторон психики и прежде всего к задержке речи.

    Появлению речи предшествует сложный и длительный этап предречевых вокализаций, своеобразных голосовых проявлений младенца. короткие звуки, появляющиеся первыми, «кхх», «хм», «мм» - это звуки гуканья.

    Проходит время, и взрослые с удивлением замечают, как усложняются звуки, произносимые малышом. На ряду с короткими появляются певучие и протяжные вокализации – гуление, которое очень напоминает пение: «ааааа…», «эээээ…» - тянет малыш на одной ноте.

    У гуления всё же возможности ограниченные – оно требует от малыша полной сосредоточенности на произносимых звуках. К трём месяцам ребёнок научается общаться со взрослыми с помощью звуков. А с возрастом они всё усложняются и усложняются! И вот, когда «щебетание» достигает своего апогея и завораживает загадочностью и непонятностью, появляются совсем ясные и чёткие звуки, совершенно человеческие и, как кажется многим, осмысленные – лепетные вокализации. Они состоят из слогов, ритмически повторяющихся, и потому в самом деле удивительно напоминают речь. «Да-да-да-да» или «ба-ба-ба-ба» слышат взрослые и сами по своей воле приписывают им порой осмысленное значение.

    С появлением лепета (к 5 – 6 месяцам) ребёнок становится довольно шумным существом. Во-первых, потому что теперь он использует все возможные виды голосовой активности (а с возрастом они усложняются и увеличиваются),во-вторых, потому что лепет, как правило у малыша громкий и отчётливый и вполне успешно используется в разных жизненных обстоятельствах.

   Как мы видим, за совсем небольшой период, всего за 6 – 7 месяцев, ребёнок от беспомощного плача и крика приходит к тонким и разнообразным голосовым проявлениям.

     С каким нетерпением обычно ждут родители появления слова ребёнка! Как хочется, чтобы это маленькое жизнерадостное существо поскорее стало говорящим, понимающим, разумным. Что же такое «слово» и чем оно отличается от любых, даже самых похожих лепетных вокализаций? Прежде всего слово – это знак, т. е. заместитель, представитель другого предмета или явления. Значит, за каждым словом должно обязательно стоять то, что оно обозначает, т. е. его значение, и поэтому, чтобы появилось слово, необходим предмет, который ребёнку надо обозначить или назвать этим словом. И если такого предмета нет, первое слово может задержаться. Ребёнок находится в постоянном предметном окружении, но как ни странно, он этого не замечает, не видит, не смотря на вполне нормальное зрение. А чтобы малыш увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого, общение со взрослым. Заинтересованное отношение взрослого передаётся ребёнку, и теперь уже в центре внимания малыша предмет, а не человек. Взрослый является организатором этого общения. Здесь уже не достаточно просто ребёнка гладить, ласкать и говорить какой он хорошенький, с ним нужно вместе что-то делать, что-то показывать ему: греметь погремушкой, рвать бумажки, катать шарики и пр. Кроме того, без взрослого малыш никогда не научится правильно действовать с предметами – держать ложку, собирать пирамиду, возить машинку и т. п. Поэтому, чтобы предметные действия ребёнка обогащались, необходимо не только и не столько достаточное число разнообразных предметов, но совместные со взрослым предметные действия. Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, от условий его жизни и воспитания, но если в год он не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Ведь причины задержки активных слов могут быть совершенно различными.

   Попытаемся рассмотреть самые типичные варианты речевых трудностей у детей  1 – 2 лет.

  1. Задержка на стадии называния. Она возникает тогда, когда окружающие малыша близкие взрослые ограничивают своё речевое общение называнием знакомых предметов, полагая, что зная их названия, он сам заговорит.

   В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребёнка.

  Во-первых, включить в предметные действия активное использование речи.    Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом: «Ко-ко-ко, где тут домик, я буду в нём жить», а Катенька отвечает: «А ты сначала расскажи, что делать умеешь» и т. д.

  Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребёнком по типу  «давай вместе…».

  И в-третьих, как можно больше говорить с ребёнком, читать ему книжки, вместе с ним слушать аудио записи и таким образом создавать ему необходимую речевую среду.

  1. Ориентация на предметный мир может стать причиной новой группы трудностей в овладении речью. Дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, но чем больше предметов в окружении малыша, тем труднее ему выбрать и сосредоточить своё внимание на одном из них. Поэтому, бесчисленное число игрушек и разнообразных предметов, которые окружают малыша, следует сократить, оставив лишь немногие. Очень полезны игры в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если вы замечаете, что ребёнок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнёром. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь, и вы увидите, что и малыш захочет немедленно занять место одного из них.

   Также полезны игры с имитацией. Взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверюшек, ребёнок, заражаясь общей обстановкой взаимодействия, повторяет слова в след за ним.

   Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек.

  1. «Детские слова» - могут препятствовать развитию нормальной человеческой речи. Поэтому взрослые должны неукоснительно соблюдать одно правило: не заменять разговор с ребёнком языком «мам» и «нянь», то есть не говорить с малышом с помощью различных «бу-бу» и «ням-ням», стараясь постоянно привлекать его внимание к звукопроизносительной стороне речи. Обращаясь к ребёнку, следует чётко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и добиваясь от него внятного произношения. Согласно принятым возрастным нормам дефекты в произносительной стороне речи считаются возможными до 5 лет. При правильном воспитании неточное произношение устраняется само собой.

   Вместе с тем если ребёнок надолго остаётся один на стадии говорения исключительно «детских» слов, то в последствии в его речи могут отмечаться различные нарушения, связанные с неполным овладением всеми звуками родного языка, замена звуков, их смешение и т. д. С одной стороны, казалось бы, приятный, милый детский язык, с другой – такая в будущем опасность, как аграмматизм у школьника. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит. А пишет при этом, руководствуясь «как слышится, так и пишется», и теперь уже не только слышится неверно, но и пишется не грамотно. Родителям нужно не только внимательно следить за речевым развитием малыша, но и консультироваться у специалиста учителя – логопеда.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
педагог- психолог, МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Радуга"
Дата публикации: 08.11.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лучникова В. Е. Как бороться с осенней депрессией // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/49503-konsultatsiya-dlya-pedagogov-kak-borotsya-s-osennej-depressiej (дата обращения: 22.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию