Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Владимировский детский сад»
Творческая презентация
Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Зубкова Светлана Валерьевна
«Перелистав известные тома,
Учите жить словами и делами …
И знайте – ваша помощь им нужна,
Ребятам с удивленными глазами.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая у ТЕБЯ работа».
(слова неизвестного автора)
Работая воспитателем в детском саду, я поняла, насколько благородной и гуманной является моя профессия. Именно воспитатель «питает» потребность ребенка в познании мира, сеет зерно знания в благодатную, подготовленную самой природой человека почву. Но необходимо так взрастить из зерна росток, чтобы он рос крепким, давал новые побеги, а процесс познания приносил радость.
Ведь дети - это те самые цветки жизни, которые украсят этот мир, сделают его счастливее.
Каждый ребенок уникален, неповторим и моя задача - воспитывая раскрыть в каждом ребенке задатки скрытых в нем талантов, помочь принять себя, понять, как устроен окружающий мир, научиться чувствовать, откликаться на просьбы, проблемы других людей, воспитывать человека-деятеля, человека-творца. «Нужно создать гармонического человека - развить все его способности», - говорил А. В. Луначарский.
В наше время прогресса, компьютерных технологий, инноваций, родители уделяют ребенку все меньше времени, внимания и заботы. Проще дать ребенку планшет, телефон или включить мультфильмы, чем уделить ему время – погулять в парке, научить чему-то новому, поиграть с ним в различные игры и эстафеты. Поэтому я считаю, что родители в процессе воспитания играют существенную, ведущую роль. Многие родители забывают, что общение с ребенком по душам, важно уже сейчас, а завтра может быть уже поздно.
Входя каждый день в группу, я чувствую себя садовником в волшебном саду, где должна все вокруг наполнить гармонией и взаимопониманием, добром и теплотой, чуткостью и любовью, где я должна мгновенно реагировать на изменение каждого растения в своем саду. У меня нет перед собой цели, вырастить одинаковые растения по заданному образцу. Моя задача в том, чтобы прислушиваться к каждому дереву, каждому цветку, обеспечить их гармоничное развитие, вдохнуть в них душу.
Важнейшей задачей в своей работе я считаю создание условий для успешного развития, обучения и воспитания дошколят. Даже самый скучный материал будет интересен только тогда, когда дети добывают знания при активной деятельности и тех и других.
Дети приобретают значительную часть знаний на основе принципиальных установок воспитателя:
- в ходе поисковых ситуаций
-решением проблемных ситуаций;
-различными средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Мой многолетний опыт подсказывает, что в эффективном развитии детей оправдано использование методов активного обучения. Это вносит непринуждённую обстановку на занятиях, позволяет успешно решать и реализовывать поставленные цели и задачи.
Антуан де Сент Экзюпери говорил: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый…»
Да, жизнь заставляет нас иногда забывать о том, что рядом есть другой, лучший, мир.
Но, на данный момент Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.
В современной России проблема духовно-нравственного воспитания является ключевой, и стоящей как перед обществом, так и перед каждой личностью. Это становится все более очевидным в условиях нарастающего нравственного кризиса во всех сферах жизни российского общества, что ставит задачи формирования фундаментальных ценностей, объединяющих общество. Духовный и нравственный кризис в условиях навязывания культа западных ценностей и установок продолжает нарастать. Наиболее тревожным, в условиях агрессивного информационного пространства, является положение в детской среде. Так как я воспитывалась на традициях, я взяла себе как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста ,кружок «Дорогой добра». Педагогическая целесообразность программы кружка объясняется тем, что в процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Программа кружка «Дорогой добра» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму. Возраст обучающихся 5-7 лет. В этом возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности. Имеет возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию более тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Дари, дары, не ожидая благодарности.
Дари, не ждя подарков дорогих.
Дари любовь из чащи светлой радости
И счастлив будь от радости других.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Зубкова С. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/51771-razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-priobshchenie-k-russkoj-narodnoj-kulture (дата обращения: 23.12.2024)- Артикуляционная гимнастика
- Игратерапия, как средство развития конструктивного поведения ребенка
- Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ и ее роль в речевом развитии ребенка
- Нетрадиционное творчество: рисование песком на световом столе
- Использование дидактических игр
- ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
- Волшебная страна
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2079 пользователей.
Отзывы