Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

         

              «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования

                                         и развития личности»

                               «Воспитание ребёнка должно начинаться очень рано,

                                 когда ребёнку очень далеко до грамотности,

                           когда он только нау­чился хорошо видеть,

                           слышать и кое-что говорить». 

                                                                                                 А.С. Макаренко

    Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

       Весь воспитательно - образовательный процесс  в дошкольных группах ориентирован на ребенка.  На его самочувствие, интересы, предоставление ребенку выбора и планирование деятельности в соответствии с его

 интересами и потребностями.

       Воспитательная работа - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, способные обеспечить взаимодействие всех субъек­тов, которые составляют понятия «детский сад» и «социум».

       Цель наших дошкольных групп — индивидуальное комплексное раз­витие каждого ребенка. Работа всего педагогического  коллектива направлена на повышение качества дошкольного образования.  

               Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому ос­новной задачей своей педагогической деятельности мы считаем при­ведение всех своих воспитательных действий, усилий в некую си­стему, которая представляла бы собой единство закономерно рас­положенных и находящихся во взаимной связи частей.

        Воспитательная работа в дошкольных группах охватывает два возрастных пе­риода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.

 В младшем дошкольном возрасте:

-  формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать измене­ния настроения, эмоционального состояния близкого взрос­лого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;

-  развивать способность сдерживать непосредственные ситуатив­ные желания «я хочу»;

- учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства

эмоциональной экспрессии для выра­жения радости, восторга, грусти и других состояний;

-  воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отно­шение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте:

-  развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма - любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отноше­нию к людям, населяющим ее;

- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

-  воспитывать этически ценные способы общения;

- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребен­ка уважение к себе.

    Наш  педагогический коллектив поставил перед собой следующие воспитательные задачи:

-  развитие и укрепление взаимодействия всех участников вос­питательного процесса;

- развитие и совершенствование межведомственного взаимодей­ствия между учреждениями здравоохранения и образования;

-  создание необходимых условий для участия родителей в вос­питательном процессе.

        Первоочередной задачей  является задача охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие.  Опрос родителей показал, что главным  для  них физическое и психическое здоровье детей. 

        Нельзя заботиться о здоровье детей и не прививать им основы безопасности и жизни деятельности.

       Только грамотная работа в этом направлении поможет нам добиться значительных результатов в деле укрепления физического и психического здоровья детей.

    Наш коллектив исходит из принципа   “здоровый ребенок – успешный ребенок”, педагоги считают невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.    Поэтому в настоящее время большое внимание в   педагогической деятельности уделяется созданию здоровье сохраняющей среды в условиях детского сада.

        Реализуя задачу воспитания у дошкольников культуры здоровья через создание здоровье сберегающей среды в условиях ОУ, реализацию здоровье сберегающих технологий  педагоги и медицинский работник работают в тесной взаимосвязи, учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья каждого ребёнка, используя все природные факторы: воду, воздух, солнце.

      В дошкольных группах реализуется  комплексная система оздоровительных и закаливающих мероприятий. Таких как:

- бодрящая гимнастика

- воздушные ванны

- обширное умывание

- витаминизация 3блюда

- прогулки

     Используемая в работе карта состояния здоровья ребёнка  позволяет отслеживать состояние здоровья и физического развития дошкольников в течение всего периода пребывания его в детском саду.

   Вопросы укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости рассматриваются коллективом в течение года на  производственных собраниях. Ежемесячный анализ заболеваемости по группам позволяет повысить эффективность работы в данном направлении и наметить пути  снижения заболеваемости воспитанников.

       Педагогическим коллективом создаются условия для организации оптимального двигательного режима в ОУ. Регулярное проведение   спортивных праздников и развлечений,  оформление «Уголков здоровья» способствуют  возрастанию интереса детей к физической культуре и повышению двигательной активности. В группах обеспечиваются сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.

       Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к  окружающему, формируются основы нравственно-экологической позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил  взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. 

     Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время эта работа актуальна, наиболее трудна, требует особого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания  патриотизма, гражданства не считаются важными и зачастую вызывает недоумение.

     Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей также является  нашей задачей. Так как патриотическое воспитание должно занимать ведущее место в системе социально личностного развития ребёнка дошкольника.

        Педагоги нашего сада  используют разные формы и методы по воспитанию детей. Это - беседы на разные темы: о культуре поведения, о воспитании нравственных качеств о Родине, о делах народа, о природе, о хороших людях и т.д. Педагоги проводят  занятия,  читают художественную литературу.

      Вместе с детьми был собран природный материал, который потом дети используют на занятиях для творческой деятельности, исследовательской работы.

       Вместе с детьми проводятся  наблюдения за объектами живой и неживой природы. Воспитатели учат видеть красоту и неповторимость природы нашего края. Свои впечатления дети выражали в рисунках и поделках. Педагогами организовываются  выставки детских рисунков и поделок, викторины, проводятся праздники, другие мероприятия.

  Объектами  неживой природы пополняем исследовательские уголки (интересные камни, песок, глина, цветные ракушки и т.д.). Весь собранный

природный материал дети могут использовать   в самостоятельной деятельности, в игре, в своем творчестве.

        Чтобы дети лучше познакомились с историей нашего края, мы проводим с детьми  занятия по краеведению, на которых знакомим  с  традициями и творчеством  нашего края. Чтобы у детей были более четкие представления об истории родного края, его традициях и быте, педагогии вместе детьми и их родителями были,  создают  уголки краеведения, где собирают   изделия народного творчества.  Очень радует, что родители приняли активное участие в этом процессе, т.к. помогая нам, взрослые приобщают к нему и детей. 

      Вся совместная работа педагогов, детей, родителей дает детям на наш взгляд самое главное – это приобщение к общему делу, чувство гордости за себя, свою семью, своих родителей, дедушек и бабушек, а так же дает понять, что и сам ребенок является частью и семьи, и группы, и всего народа. 

     Воспитательно - образовательная работа нашего сада строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагоги  учреждения пришли к выводу о необходимости формирования у родителей представлений об основных целях воспитания развития детей.

       В настоящее время педагоги учреждения стремятся к наиболее эффективным формам вовлечения семьи в образовательный процесс. Анализ планов выявил разнообразие форм работы с родителями:

      Работа с родителями проводится по четырем направлениям:

  1. информационно-аналитическое (анкетирование, консультации, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий, «Дни открытых дверей; в дошкольных группах  функционируют: родительский комитет, общее собрание);
  2. познавательное направление (консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; совместное создание предметно - развивающей среды );
  3. наглядно - информационное (родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Семья — здоровый образ жизни);
  4. досуговое (праздники «День Матери», «День рождения», развлечения, спортивные досуги.).

    В дальнейшем мы планируем организовать  родительские гостиные, занятия с участием родителей,  выпуски семейных газет. Рациональное

сочетание традиционных и инновационных подходов к работе с семьёй   даст  хорошие результаты.

    Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного   воспитания.

  "Детство - важнейший период человеческой жизни,  не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш".    

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МБДОУ № 56
Дата публикации: 09.01.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кучеренко О. А. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/52511-vospitanie-kak-protsess-tselenapravlennogo-formirovaniya-i-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию