Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                     "Лучший подарок, который мы можем

                                                                  сделать ребенку - это не столько любить его, 

                                                             сколько научить его любить самого себя"

Жак Саломе.

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужинка, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы оказать помощь детям освободиться от скрытых возможностей организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.

Дошкольное детство – наиболее важный этап в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, со своими сверстниками, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача педагогов дошкольного образования заключается в том, чтобы ребёнок получал свой опыт, навыки, знания ребенок в благоприятных и комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. У детей с речевыми нарушениями наблюдается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений. Такие дети испытывают затруднения с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей не редко наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны, или, наоборот, зажаты. Дети с нарушением речи постоянно нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им  для преодоления эмоциональных барьеров общения. Психика ребенка очень ранима и требует к себе особое отношение. Когда малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг, на своем пути он часто сталкивается с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – это методика лечения и развития при помощи художественного творчества. Это прекрасный способ выразить свои эмоции и чувства.

 Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

 Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия знакомит ребёнка с окружающим миром, исцеляет психику, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным. Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

 Арттерапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Занятия арттерапией помогают  снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит свой успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, то к нему приходит и успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

 Арттерапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии: упрямство; агрессия; страхи; тики, заикание, навязчивости и др.; частая смена настроения; задержки речевого и психического развития; кризисные ситуации; трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми; возбудимости или апатичности; изменение места жительства; подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации; потери родительского контроля над ребенком, непослушании, застенчивости и неуверенности в себе; агрессивность; гиперактивность; трудности в школе и т. д.

Арт-терапия создает положительный эмоциональный настрой, позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально. На символическом уровне дает возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над скульптурами, рисунками, картинками – это способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций, позволяет проработать эмоции и мысли, которые привык подавлять человек, а также способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

 Основные принципы занятий арттерапией:  

  1. 1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
  2. 2. Поощрение и благодарность ребенку.
  3. 3. Педагог должен быть готов к тому, что во время занятия при диалоге на общие вопросы о себе или рисунке иногда ребёнок отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
  4. 4. Важнейшим условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком обсуждает своё настроение (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
  5. 5. Нужно использовать красивый, яркий материал, с которым идёт работа на занятии. Карандаши, краски, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с большим трудом, неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
  6. 6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу таинственности происходящего, необычности, и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
  7. 7. И главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Задачи занятий:

  1. 1. Развитие коммуникативных и творческих способностей у ребёнка.
  2. 2. Раскрытие своего «Я», стимулирование творческого самовыражения.
  3. 3. Развитие интереса к самому себе, расширение представлений о самих себе,
  4. 4. Повышение самооценки, развитие уверенности в себе,
  5. 5. Сплочение детского коллектива.
  6. 6. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения,

Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Занятия с рисунками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. К основным условиям подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми можно отнести следующее:

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу эффектности и простоты. Ребенок не должен затрудняться при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть приятны ребенку, интересны, оригинальны.

Условие 2. Процесс создания изображения, и результат должны быть интересными и привлекательными. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

К способам создания изображений можно отнести следующее: рисование пальцами и ладонями, акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

В работе с дошкольниками можно использовать следующие  арт-терапевтические техники:

Марания. «Марать» - значит «пачкать, грязнить». Гуашевые или акварельные изображении являются наиболее насыщенными и эмоционально яркими. Краски помогают проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно превратить в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу. У мараний нет категорий «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», нет эталонов. В ходе мараний часто дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается с помощью карандашей и мелков, без красок. Штриховка и каракули - это хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут быть небрежными, неумелыми, неразборчивыми, либо, наоборот, точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ. Используется техника «фроттаж» -заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и марания оказывают благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием.

Монотипия. На гладкой поверхности – пластмассовой доске, пленке, стекле, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности, получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть не очень четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. «Монотипия»  от греческого слова «monos» означает – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то улучшить или изменить, можно приготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново. Несколько оттисков можно делать на одном и том же листе. Если ребёнок продолжит рисовать после получения отпечатка на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее хорошего результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – приклеить или дорисовать сверху нужные элементы для завершения образа.

 «Кляксография» — это тоже вариант монотипии. Пополам сгибается лист и раскладывается на столе. От сгиба с одной стороны наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем снова сгибается лист и проглаживается плотно ладонью. Краска отпечатывается симметрично на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО-ТО!

Рисунок на стекле. Перед тем как предложить ребенку стекло, необходимо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). Стекло, в отличие от рисования на бумаге, подарит ребёнку новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и пальцами, и кистью, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. В процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.

Рисование пальцам. Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис. Одно из  сильных сторон метода это свобода от двигательных ограничений, свобода от культурного влияния, свобода от социального давления, отсутствие проблем эквивалентных форм.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

 Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Сухие листья приносят много удовольствия и радости детям. Сухие листья вкусно пахнут, натуральны, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Наиболее эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», малоразборчивым, пушистым, но при этом привлекательным и эффектным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, гречи, пшена, овсяных и других хлопьев), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Кроме описанных изобразительных техник, для эмоциональной тонизации детей можно подбирать задания подобные тем, которые предложены в книгах «Веселое рождество» и «Веселые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер;  «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой. «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной; «Рисуем без кисточки» А.А. Фатеевой; Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается в предмет: шапочку, коробочку, домик, игрушку. На ватман, закрашенный разными цветами, приклеиваются кусочки зеленой бумаги в виде листьев кувшинок – в виде сказочного болота, и где-то на нем обязательно появится Царевна-Лягушка. Мелкие кусочки разорванной бумаги приклеиваются рядом, будто напоминают лохматое существо. На лист бумаги, смоченный мокрой губкой, прилетают капли краски – росинки, и от каждой росинки рождается цветок. Невыразительный блёклый рисунок вставляется в веселую рамку, сразу становится «картиной». Можно придумать множество таких приёмов, главное знать, какие коррекционные задачи вы хотите решить, и в соответствии с ними подбирать или изобретать задания.

 Дети чаще всего выполняют задания индивидуально, когда каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие они получают при создании коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективной работы создаются условия для развития умений договариваться, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу. В завершении происходит процесс совместного любования свой работой.

Таким образом, основываясь на научно исследовательском материале, а также  на собственном практическом опыте, мы можем отметить следующее, что педагогическая арт-терапия – это технология, которая позволяет при небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребёнка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышение адаптивных способностей личности, изменение стереотипов её поведения, проявление социальной и творческой активности).

Литература:

  1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.
  2. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», СПб, Речь, 2007г.
  3. Лебедева Л.Д. «Практика Арт - терапии: Подходы, диагностика, система занятий», СПб, Речь, 2008г.
  4. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», СПб, «Речь», 2008г.
  5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, СПб, 2007 г.
  6. Киселева М. В. Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских песихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Копытин А. И. Основы арт – терапии. СПб.: Лань, 1999.
Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Дата публикации: 06.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кусаинова К. Ж. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54190-obobshchenie-opyta-ispolzovanie-metodov-art-terapii-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 06.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию