Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста

Включает методическую разработку

Статья

«Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста»

 

Котова Ольга Николаевна, воспитатель

                                                       ГККП  «Ясли/сада №18 «Балдырған»

 

        Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

                                                                                                В.А. Сухомлинский

 

      Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы  литературного языка.

Знакомство с художественной литературой оказывает большое влияние и на нравственно-этические чувства детей.

      В старшем дошкольном возрасте дошкольники уже способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Отбор книг для детского чтения – одна из сложнейших проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения должны в него войти – все эти вопросы издавна считались   и считаются дискуссионными.

Считаю, что ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития личности – этапе дошкольного детства.

Поэтому целью  моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии  речи детей дошкольного возраста» является  эффективное использование художественной литературы в развитии  детей старшего дошкольного возраста. посредством повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества. 

Для достижения цели я выделила следующие задачи:

  • • Сформировать интерес к художественной литературе.
  • • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
  • • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • • Развивать творческие способности у детей.

Новизна  моей работы  состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

  Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • • создание речевой развивающей среды;
  • • работа с детьми;
  • • работа с родителями;
  • • работа с социумом (детская библиотека, музеи,  театр, и др.).

    В процессе работы я  знакомлю детей  с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; ввожу их  в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.

Художественную деятельность с детьми я провожу посредством: инсценирования любимых книг;  игр – драматизаций; творческих ролевых игр на основе литературной темы; просмотр кукольного и теневого театра;  видеофильмов; литературных утренников и развлечений. 

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

      Для проведения эффективной работы с родителями я использую следующие формы: анкетирование,  беседа, рекомендации,  консультации, родительские собрания, наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы), участие в проектах.

Заключение

       Подводя итоги моей работы по теме творческого поиска «Роль художественной литературы в развитии  речи детей дошкольного возраста» можно отметить, что у детей повысился не только уровень развития речи, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

  Прослеживается положительная динамика уровня развития речи воспитанников в системе организованной учебной деятельности  посредством  чтения  художественной литературы, а именно:

Дети, имеющие:

-3уровень (55%) -        узнают жанр рассказа, называют 3-4 основных отличия рассказа от сказки, аргументировано отвечают на вопросы педагога по содержанию рассказа. Проявляют интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают,  сохраняя сюжет, передавая образы.  Вспоминают  более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читают любимое стихотворение. Проявляют интерес к сочинению сказок,  отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывают 1-2 загадки. Называют 2-3 иллюстратора детских книг, активное желание рисовать по произведениям,

Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье.

-2 уровень (38%)         - ошибаются в названии жанра, вспоминают 1-2 рассказа или автора, отвечают не на все вопросы по содержанию рассказа. Наизусть ни одного произведения  прочесть не могут. Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию.  Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций, ограниченный опыт рисования по произведениям. Чаще смотрит телевизор.

-1 уровень (7%)  - не соглашаются  придумывать загадку после примера взрослого, попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии  наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку. Не называют иллюстраторов,  отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать. Недостаточность литературного опыта, нет интереса к литературе, дома мало читают. Не вспоминают ни одного  стихотворения по возрасту или 1-2  для малышей.  Сказки слушают, но не рассказывают, не умеют придумывать. Требуется помощь взрослого.

       Главный результат проведенной мною работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель ГККП Ясли/сада №18 "Балдырған" Западно-Казахстанская область город Уральск
Дата публикации: 16.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Котова О. Н. Художественная литература как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54652-statya-khudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-obogashcheniya-rechevoj-kultury-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию