Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к художественному слову, что позволяет широко использовать его в работе с детьми раннего возраста.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом удается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы одним словом, а иногда и просто движением головы
Характерной особенностью детей раннего возраста является тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, т.е. художественному слову. Знакомство с потешками, песенками, стихами обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии личности.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова» является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературного языка.
Задачи:
- Побуждать у ребенка желание слушать рассказывание сказок, стихов, потешек.
- Готовить детей к рассказыванию: учить отвечать на вопросы взрослого по содержанию рассказанного, прочитанного, вызывать желание и умение повторять за рассказчиком 3-4 предложения.
- Вырабатывать умения правильно согласовывать слова в предложении, использовать существительные в единственном и множественном числе.
- Употреблять в речи предлоги, слова-определения, эпитеты, простейшие формы сложных предложений.
- Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; побуждать участвовать в драматизации.
Считаю, что главной задачей при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.
Знакомство ребенка с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах, и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию народной культуры.
В работе с детьми раннего возраста по теме творческого поиска «Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова» я использую следующие приемы знакомства с художественной литературой:
- Рассказывание народных сказок, потешек, считалок.
- Вопросы по содержанию текста.
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Прослушивание произведений в записи (развитие слухового внимания и восприятия).
- Просмотр мультфильмов, художественных фильмов (слуховое и зрительное восприятие).
- Чтение рассказов.
- Заучивание потешек, коротких стихотворений, считалок.
- Использование пальчиковых игр, настольного театра и т.п.
Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс.
В заключение необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Калуцкая Н. И. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54937-statya-vliyanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detej-3-4-let (дата обращения: 22.12.2024)- Игры на развитие мелкой моторики
- Игры
- Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников
- «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»
- Балабақшада өзге ұлт балаларына қазақ тілін үйретудің тиімді бір жолы-ойын
- Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
- Цветные ладошки
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6285 пользователей.
Отзывы