Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к художественному слову, что позволяет  широко использовать его в работе с детьми раннего возраста.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. 

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость и актуальность. Работая с детьми, мы знаем, что с трудом удается вызвать речевую активность детей. В основном дети отвечают на вопросы одним словом, а иногда и просто движением головы

Характерной особенностью детей раннего возраста является тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, т.е. художественному слову. Знакомство с потешками, песенками, стихами обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии личности.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска   «Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова»  является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературного языка.

Задачи:

  1. Побуждать у ребенка желание слушать рассказывание сказок, стихов, потешек.
  2. Готовить детей к рассказыванию: учить отвечать на вопросы взрослого по содержанию рассказанного, прочитанного, вызывать желание и умение повторять за рассказчиком 3-4 предложения.
  3. Вырабатывать умения правильно согласовывать слова в предложении, использовать существительные в единственном и множественном числе.
  4. Употреблять в речи предлоги, слова-определения, эпитеты, простейшие формы сложных предложений.
  5. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; побуждать участвовать в драматизации.

Считаю, что главной задачей  при ознакомлении детей младшего дошкольного  возраста с художественной литературой  является  воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.

Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.

Знакомство ребенка с художественной литературой я начинаю  с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах, и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию  народной культуры.

В работе  с детьми раннего возраста по теме творческого поиска «Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова»    я использую следующие приемы знакомства с художественной литературой:

  • Рассказывание  народных сказок, потешек, считалок.
  • Вопросы по содержанию текста.
  • Рассматривание картин, иллюстраций.
  • Прослушивание произведений в записи (развитие слухового внимания и восприятия).
  • Просмотр мультфильмов, художественных фильмов (слуховое и зрительное восприятие).
  • Чтение рассказов.
  • Заучивание потешек, коротких стихотворений, считалок.
  • Использование пальчиковых игр, настольного театра и т.п.

Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс.

В заключение  необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности. 

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель областного специализированного Дома ребенка «МЕЙІРІМ» Западно-Казахстанская область, город Уральск
Дата публикации: 22.02.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Калуцкая Н. И. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54937-statya-vliyanie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-na-razvitie-rechi-detej-3-4-let (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию