Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, что всех вас так волнует, о речевом развитии детей 3-4 лет.
Основные задачи речевого развития детей этого возраста:
- - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для детей 3-4 лет;
- развитие у детей коммуникативных способностей то есть способности общаться
- развитие и обогащение словаря.
Словарь делится на активный и пассивный
Что такое активный словарь т.е то, что ребенок говорит и пассивный – что не говорит, но соотносит с предметами, знает, что такое мяч, кукла. А как узнать, что он знает эти слова – поиграть с ребенком – дай мяч, где кукла, принеси пожалуйста. Поэтому если ребенок не говорит – это не значит вам не надо с ним разговаривать, проговаривайте все действия – мы сейчас будем с Аней кушать, посмотри какая красивая тарелка, я налила тебе суп, он горячий, надо подуть остудить, давай возьмем ложку большую и будем кушать вкусный суп, и т.п. Посмотри в твою красивую красную кружку я налила тебе сок из яблок, какой вкусный яблочный сок. Тоже самое когда играем, гуляем и т.д.
Таким образом наша задача сформировать словарь ребенка.
В 3-4 года совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Посмотрите на экран, что вы видите (солнышко, машину, мяч)
Солнышко какое, машина какая, мяч какой
Теперь посмотрите как говорят дети(видео)
Наша задача обогащать словарь. Да? Кроме существительных, прилагательных, у нас есть глаголы: Посмотрите и скажите кто, что делает?
Как говорят дети:
(видео)
Не мало важная задача научить ребенка говорить полным предложением: что вы сегодня кушали в детском саду? Что ты делал, или чем занимался (ребенок может ответить играл) а в какие игры, с кем, что понравилось и т.д.. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие
Чтобы ребенок научился правильно говорить полными словами необходимо научить внятно произносить гласные и согласные звуки отдельно.
С гласными нам помогают игры – речевые распевки, давайте полетим на самолете (УУУ), ловим тигра – ЫЫЫЫЫЫЫЫ, бегемотик заболел – он плачет ээээээ
(видео)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Я предлагаю Вам поиграть в такую игру –
Вы в волшебном лесу, закрыли глазки вдохните носиками глубоко, как хорошо свежо, выдохните. Открыли глазки, Вам необходимо ехать дальше, взяли руль, заводим моторчик – ддддддд, ддддддд, что это колесо спустило, взяли насос надо подкачать – губки в улыбке зубками показали заборчик, язычок за нижними зубками толкает нижние зубки ССС ССС ССС ССС, только накачали колесо налетели комары – включаем горлышко, язычок также за нижними зубками – ЗЗЗЗ, ЗЗЗЗ, ЗЗЗЗ. Прогоним комаров ФФФ ФФФФ, заведем мотор ДДДД,ДДДД, и уедем ВВВВВВВВ.
Советы логопеда:
используйте игру «Чего не стало?» Мяча, куклы, машины
учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно: поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы:
- 1. Что это? или кто это?
- 2. Какого цвета?
- 3. Это что у зайца? (показать на ушки, хвостик, лапки)
- 4. Как можно ласково назвать зайца?(заинька, зайчонок, зайка)
учите детей сравнивать предметы находить общее; чем отличается?
учите подбирать слова к определенным глаголам, существительным: собака бежит, а кто еще может бегать и т.д.
Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику:
(Фото)
Работа наших пальцев на прямую связана с развитием речи – Моторные центры в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев,
(видео)
Поиграем с родителями: пальчиковая игра «Чайник»
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
шишечка с дырочкой
в дырочку пар идет!
Пар идёт в дырочку,
дырочка в шишечке,
шишечка на крышечке,
а крышечка на чайничке,
в чайничке чай!
В этой игре еще и автоматизация звука Ч
Все вы наверное замечали как малыши любят рвать бумагу? Поиграйте и создайте картину – отрываем кусочки салфеток сворачиваем, скручиваем и приклеиваем
Играйте чаще с детьми. Только слаженная работа педагогов и родителей даёт положительные результаты.
Все занятия с ребенком только в форме игры, и через игру.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю очень многофункциональный Коврограф «Ларчик» -это игровое поле из ковролина и наглядный материал : «Забавные буквы» , «Забавные цифры» , «Разноцветные веревочки» , «Разноцветные круги» , «Разноцветные квадраты-эталоны цвета» , Пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию , развитию психических процессов (память, внимание , мышление , воображение). Так же развивает математические , а главное РЕЧЕВЫЕ предпосылки у детей от двух лет и до школьного возраста.
Поле коврографа разделено сеткой , которая помогает знакомить детей с пространством облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости ..
С помощью разноцветных веревочек создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов .
Например 1.Изобрази дорожку от домика первого гномика Дольки к домику второго гномика с помощью веревочки пройти по ней пальчиком.
Можно знакомить ребенка с прямой, ломанной и кривой линиями.
Знакомить с понятием величина т.е. высокий низкий Например (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)
В более старшем возрасте с легкость выполнять математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх, 1 клетка вправо, 2 вниз и так далее…
С помощью разноцветных кругов-липучек. Поиграть в игру-«Бусы».
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
Разноцветные квадраты и Радужные гномы.
Карточки 7 гномов, послушайте и подумайте, что это за гномы: Они имеют свои имена КОХЛЕ, ОХЛЕ ЖЕЛЕ, ЗЕЛЕ, ГЕЛЕ, СЕЛЕ, ФИ
Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.
дети быстро запоминают ЦВЕТА РАДУГИ…
«Гномики-малыши»
Фифа предлагает поиграть детям , тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика .(Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли ,крепится картинка гнома –теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет )
Пространственные карточки :.
Послушайте сказку. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду и каждый отправился на свое место. Как вы думаете куда пошел ЛЕВ ? ПАВЛИН? ,ПОНИ ? ЛАНЬ ?
Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления
А теперь я вам предлагаю отправиться в цирк
Вы давно были в цирке?А вы когда нибудь были в «Буквоцирке»?
Игра
- · Цель: знакомство с гласными звуками; развитие внимания, произвольной памяти.
-В цирке снова представление всем на удивление, на этот раз с шутами – акробатами, весёлыми буквятами. Дети, на этот раз мы с вами попали в Буквоцирк. Здесь выступают шуты – акробаты: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин. Жители волшебного Фиолетового леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми из них.
«Парад – алле».
-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.
У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?
Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?
При помощи букв на коврографе дети в более старшем возрасте научатся выполнять звуковой анализ – т.е. узнают гласные, согласные звуки, с легкостью научатся читать.
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.
Запомните главное правило: речь взрослых быть четка четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
обращайте внимание детей, на то, как дети согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправлять допущенные ошибки);
Любите своих детей, берегите своих детей
Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились. Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нет уже мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок,
Или ручки протянет дочка -
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг.
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти.
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фото разных мгновений детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливее всех.
Берегите, пожалуйста, детство
Сюрприз от детей для пап (видео поздравление)
И мы от всей души поздравляем наших дедушек, пап, всех тех кто охраняет и защищает наш покой.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шугаева М. О. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/54975-rechevoe-razvitie-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.11.2024)- Игры, направленные на развитие логического мышления
- Состояние воды
- Рабочая программа в разновозрастной группе 5-6 лет
- Лэпбук Весна
- Авторская разработка мастер -класс.Тема: Папы – защитники отечества
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях
- Развитие речи дошкольника средствами театрализованной деятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1700 пользователей.
Отзывы