Ритмика в жизни дошкольников
Статья «Ритмика в жизни дошкольников»
Квасова Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель
Гимназия мини-центр АО «Талап»,
город Уральск Западно-Казахстанской области
"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых
мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте".
Платон
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать.
Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Считаю, что основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на ОУД, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Уверена, что занимаясь ритмикой, у дошкольников будет развиваться музыкальность, способности к восприятию музыки, умение работать в коллективе и познакомиться с азами танцевального искусства.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, я каждую тренировку посвящаю раскрытию одной новой для детей эмоции. С этой целью каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.
Работая по теме творческого поиска «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности» посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, я поняла, какое огромное значение играет музыка.
На ОУД я рассказываю детям об истории возникновения танцев, о том, что они помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции. В процессе организованной учебной деятельности дети учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.
Я заметила, что танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, потому что занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря музыкально-ритмическим движениям дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
В своей работе я придерживаюсь следующих основных принципов:
- правильный подбор музыкального произведения;
- сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев;
- разнообразие движений и высокая динамичность;
- проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию;
- побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори";
- знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы.
Чтобы изучить основы ритмики, я стараюсь показать и раскрыть детям красоту искусства, научить их любить и понимать музыку в сочетании с танцем.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что ритмика способствует более быстрому развитию их творческой активности, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала, потому что я стараюсь научить детей внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений; даю возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.
Таким образом, начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим, а танец станет чем-то большим, чем просто движения под музыку: способом работы над собой, помогающим добиваться успехов в любой сфере деятельности. А занятия танцами подарят ребенку радость движения, общения, обогатят его внутренний мир и помогут познать себя.
Работая по теме творческого поиска «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности», я пришла к выводу, что проведенная мной работа позволила заключить, что, решая ряд задач, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, я способствовала музыкальному воспитанию дошкольников и их развитию в целом.
Внедрение дополнительных методов и приёмов, новые формы работы по развитию ритмических навыков помогли развивать у детей чувство ритма, умение слушать и различать особенности мелодий, её звучание, сочетание её с движениями, что на сегодняшний день является одним из основных путей познания, наиболее полно соответствующим природе ребенка и современным задачам обучения.
Наиболее действенной в методике музыкального воспитания по развитию музыкально-ритмических движений оказалась индивидуальная форма работы с детьми.
Педагогическое обследование проведенное с детьми 2-ой младшей, средней и старшей групп показало, что правильно подобранные мною методы и приёмы, формы работы по развитию музыкально – ритмических движений, работа с воспитателями и с родителями дали положительную динамику ожидаемых результатов, а именно:
- • У детей улучшилась осанка.
- • Дети стали двигаться легче, ритмичней.
- • Более развитым стало чувство ритма, восприятия образности.
- • Улучшились показатели музыкального слуха и ритма.
- • Дети хорошо слушают музыку, понимают особенности каждого музыкального произведения, умеют его сопереживать и выражать в движении.
- • У детей развиты творческие способности и навыки сочинительства.
Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием танцуют, инсценируют многие песни, имитируют чей-то образ, делятся своими впечатлениями, а разработанные мной рекомендации помогли педагогам и родителям повлиять на развитие музыкальных способностей детей в процессе освоения музыкально-ритмических движений.
Таким образом: с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь будет способствовать всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой принесет детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Квасова О. Ю. Ритмика в жизни дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/55345-statya-ritmika-v-zhizni-doshkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Статья "Наши летние прогулки"
- Развитие этнокультурной компетенции дошкольников в современной дошкольной организации
- Роль семьи в воспитании ребенка
- Режим дня и его значение в жизни ребёнка
- Совместная деятельности педагога с детьми
- Технология формирования основ культуры здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы
- Моя волшебная буква
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3667 пользователей.
Отзывы