Отец и мать - первые учителя и воспитатели
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Многим родителям просто неизвестно, что именно в раннем возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поведение маленького ребенка строится главным образом на подражании старшим. Если родители любят читать, увлекаются музыкой, театром, то их интересы захватывают и детей. Если родители хотят воспитать у детей высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими. Поэтому необходимо помочь родителям осознать ( не навязывая ), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Личный пример родителей - одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно, богато и красиво.
Главное в вопросе о семье - это непрерывный физический и душевный труд супругов ради блага семьи. В этом труде и выражается их настоящая любовь друг к другу. Ведь только для общения с детьми сколько нужно душевных сил, выдержки и терпения. Семья в чем-то и радость, но прежде всего крест, который добровольно, с большим или меньшим достоинством, несет каждый человек, имеющий семью.
Необходимо обратить внимание на то, что не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. Разумная любовь к детям проявляется в нежности, не доходящей до заласкивания, в заботе, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением к личности ребенка. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.
Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как " кормилец семьи". А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие.
Значительный вклад семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Недаром известные пословицы проповедуют привязанность к родству. " Своего добивайся, рода не чуждайся ", " Краса дома - родные ", "Согласие в доме - покой в семье". По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. Я думаю, дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.
В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы - вот условия духовного воспитания в семье.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В. А. Сухомлинский писал: " Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца". Ведь семья- вечная форма организации интимной и сокровенной человеческой жизни, взаимодействия, общения людей, развития их личности и что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребенка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам. Я считаю, что хорошая семья - спасение от бездуховности, безнравственности, безделья.
В заключении, хочу подчеркнуть, что заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Самарыч Е. А. Отец и мать - первые учителя и воспитатели // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/55418-otets-i-mat-pervye-uchitelya-i-vospitateli (дата обращения: 14.11.2024)- 20 рекомендаций для родителей по адаптации детей к детскому саду
- Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
- Значение патриотического воспитания дошкольников в современном детском саду
- Воспитание шустриков и скромников
- Безопасный дом
- Муса Җәлил иҗатында фольклор традицияләрен өйрәнү
- Зайка в гости к нам пришел