Игры, которые можно провести дома
Консультационный материал для родителей
«Игры, которые можно провести дома»
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все требования.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Игра, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родитель порой сами предлагают поиграть ребенку «В школу», чтобы закрепить навыки чтения; «В магазин», чтобы проверить умение считать и т.д.
Существуют игры, направленные на умственное развитие ребенка, дошкольника. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление, и творческие способности.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умения анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветному тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знания такого признака предмета, как величин, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, высота, ширина).
Игры, направленные на развитие внимания, формируют умения сосредотачиваться на определенных сторонах явления действительности (без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем - нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании даже если оно не очень интересно.
Игры направленные на развитие памяти помогает ребенку ставить цель – запомнить что – либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т.е. средства, облегчающий процесс запоминания. Все мы заем, что все цвета спектра легко запоминаются по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Таким маленьким секретом можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры на развитие памяти.
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно – действенным, наглядно – образным и логическим. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно – образное мышление – т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развития воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Итак, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что – либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребенка чему – либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно – неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять – таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.
В каждую игру лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Игры для детей 6 лет
Пары слов
Это вариант игры «Пары картинок». Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка –молоко, мальчик – машина, стол – пирог и т.п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
Задом наперед
Приготовьте 10 пар рисунков (качество которых не имеет особого значения). Пары картинок должны быть такими: 1) гнездо с яйцом –птичка; 2) мальчик в постели – он же идет с портфелем; 3) гриб маленький – гриб большой; 4) бабушка вяжет носки – носки связаны; 5) мальчик грязный – мальчик моется в душе; 6) женщина стирает белье – белье сушится; 7) чистый лист бумаги перед мальчиком – на листе рисунок; 8) мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан; 9) дети играют в кубики, в комнате порядок – пустая комната, игрушки разбросаны; 10) у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, шар в воздухе.
Теперь можно начинать игру. Ведущий (эта роль принадлежит вам) говорит: «Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Он раскладывает первые 2 картинки и продолжает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать. А теперь я кладу картинки задом наперед (меняет картинки местами). А ты расскажи другую историю по этим картинкам». Вот возможный вариант: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко». Рассказы сравниваются, выбирается наиболее удачный. Аналогичным образом анализируется остальные пары изображений. За одну игру можно рассмотреть 3-4 пары рисунков. Потом полезно придумывать такие пары противоположностей самим. Важно, чтобы рассказ ребенка был действительно новым, а не повторением старого.
Чудесные превращения
Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1-2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2-3 полоски разной длины или 2-3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуется листы бумаги и цветные карандаши.
Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картинку. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.
Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.
Дома зверей
Для этой игры, развивающей логическое мышление, нужны изображения 6 зверей, различающихся по величине (например, слон, медведь, волк, заяц, еж и мышь). Сами рисунки должны быть одинакового размера. Кроме того, для зверей потребуются дома – 6 листов бумаги разной величины ( например, квадраты, стороны которых равны 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см.) Разложите дома по порядку от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. Он догадается, что в самом большом доме будет жить слон, и положит его на соответствующий квадрат, в самом большом из оставшихся – медведь и т.д. После этого звери пойдут гулять (перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону). На прогулке зайчик вдруг вспомнит, что он забыл дома морковку. Задача ребенка – помочь зайчику найти свой дом. Если это не сразу получится, предложите ребенку проверить, где дом зайчика. Для этого всем зверям придется на время вернуться в свои дома. Конечно, с прогулки поодиночке могут возвращаться разные животные, причины для этого вы придумаете сами.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Чигирева Л. Л. Игры, которые можно провести дома // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/55527-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-kotorye-mozhno-provesti-doma (дата обращения: 23.12.2024)- Организация мини - музея «В гостях у сказки» в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Кратковременные образовательные практики как поддержка детской инициативы
- Разложи грибочки по корзинкам
- Занимательная сенсорика
- Формы взаимодействия с родителями
- Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста
- Влияние семейных традиций на формирование личности ребенка